Печать

Гаяз-хазрат Фаткуллин: «Аллах Всевышний учит людей быть справедливыми друг к другу»

Автор: IslamSib.RU Дата: .

fatkullin-propovedЛюди в своей речи часто используют такие слова как «справедливость» и «несправедливость». Под вторым обычно понимается притеснение, нарушение прав, правовой беспредел и пр. Так что же такое справедливость? Существует достаточно много определений.

 

Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствие роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни.

 

Справедливость – это равенство и беспристрастность, ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе, связанной с распределением между людьми того, что они заслужили. Справедливые отношения – это такие, где пропорция вклад/благо для каждого человека одинаковы.

 

В арабском языке есть несколько синонимов, означающих термин «справедливость»: «адлюн» или «адалетун», «инсафун», «иксатун», «хаккун», «канунийун» («законность»).

 

В Священном Коране содержатся прекрасные примеры, которыми Всевышний Аллах приводит нам различение между тем, что справедливо и тем, что несправедливо. Есть в Коране сура, которая называется «аль-Мутаффифин», название которой образовано от глагола «тоффафа» – уменьшать (вес), обмеривать или обвешивать (на весах). Название суры можно перевести как обвешивающие, обмеривающие или уменьшающие.

 

Аллах Всевышний говорит: «Горе обвешивающим, которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью. А когда мерят им или вешают, сбавляют!» (Сура «Обвешивающие», аяты 1-3).

 

Обвешивающие – это обманщики в самом широком смысле этого слова. Это относится к торговле, когда себе оставляют больше, чем отдают другому, к домашним и общественным делам, когда от других требуют больше уважения или работы, чем сами намерены выполнить.

 

Существует золотое правило меры, по которому получаешь и отдаешь равное количество. Человек должен отдавать то, чего от него ожидают, независимо от того, нравится это ему или нет. Каким образом можно просить и ожидать милосердия, справедливости и любови Аллаха, когда сам лишаешь этого окружающих?

 

У Всевышнего Аллаха, Создателя всего сущего, среди 99 прекрасных имен есть имя «аль Адль» - «Справедливый» - тот, кто справедлив и от кого исходят справедливые действия, Он противоположен несправедливости и угнетению. Нельзя понять, справедлив ли кто-то, если не известна его справедливость, а ее можно узнать только через познание его деяний. Кто хочет понять этот атрибут Аллаха, должен хорошо знать учения Всевышнего, от небесных царств и до конца времен, где никто не заметит «в творении Милосердного какой-либо несообразности», и, повернувшись снова, не увидит в них изъянов, а обратившись еще раз, его взор вернется к нему «униженным и оскорбленным». Потому, что красота присутствия Аллаха опустошит его и изумит своей гармонией и порядком.

 

Также у Аллаха есть имя – «аль Муксит» – «Беспристрастный» - тот, кто требует от обидчика справедливости по отношению к потерпевшему. Совершенство в этом состоит в связывании удовлетворенности обидчика (в результате совершения преступления) с удовлетворенностью потерпевшего, так как это предел справедливости и беспристрастности. И на это не способен никто, кроме Аллаха.

 

Пример этому можно найти в том, что рассказывают о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует. Однажды, когда он сидел и смеялся так, что были видны его зубы, Умар спросил его: «Да будут мои мать и отец выкупом для тебя, О Посланник Аллаха! Что так рассмешило тебя?». Он ответил: «Два человека из моей общины пали на колени перед Властелином могущества, и один из них сказал: «Господи, пусть этот человек возместит мне убыток за то, что обидел меня». И Аллах сказал: «Отдай своему брату должное за то, что поступил с ним несправедливо». А тот ответил: «О Господи, у меня больше не осталось благих дел». Тогда он сказал просящему: «Как ты поступишь со своим братом, ведь у него больше не осталось благих дел!». Тот ответил: «О Господи, тогда пусть он возьмет часть бремени моих грехов». Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заплакал и сказал: «Каким же великим будет это день, когда людям понадобится, что бы кто-то облегчил их бремя!». И он продолжал говорить: «Потом Аллах сказал тому, с кем поступили несправедливо: «Подними глаза и посмотри в Рай». Тот ответил: «О Господи, я вижу города из серебра и золотые дворцы, украшенные жемчугами. Для какого Пророка, праведника или мученика все это?». Тогда Господь ответил: «Это принадлежит тому, кто платит цену». Человек спросил: « О Аллах, кто сможет заплатить такую цену?», но Всевышний сказал: «Это в твоей власти».- «Но как, Господи?». И Аллах сказал: «Через прощение своего брата». И человек воскликнул: «Господи, я уже простил его!». Тогда Аллах сказал: «Возьми своего брата за руку и веди его в Рай». А затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь Аллаха и будьте в мире друг с другом, ибо Аллах примирит верующих в день Воскресения».

 

Это и есть путь требования и дарования справедливости, но никто не способен действовать таким образом, кроме Господа господ. Однако самую большую долю в этом атрибуте имеют те люди, которые требуют справедливости, прежде всего от себя по отношению к остальным и только потом от одних к другим и совсем воздерживаются от того, чтобы требовать ее от других по отношению к себе (Абу Хамид аль-Газали «99 прекрасных имен Аллаха», стр. 182-184).

 

«Справедливость» образована от слова «правда» (истина), – отсюда происходят понятия праведности и истинности. Справедливость – это понимание истины и действие в соответствии с истиной («ведать» – знать, вести).

 

Справедливость, это не только воздаяние добром на добро, но и наказание за совершенные поступки и несправедливость. Во многих аятах Корана говорится о воздаянии за одно доброе дело как за десять и более – это не только справедливость Аллаха, но и его милость к совершающим благодеяния. За совершенное же зло воздается ровным, один к одному, и это справедливость.

 

Быть справедливым, это значит знать меру весов (мизан) в отношении себяи других, быть беспристрастным, но предвзятым, жить и действовать в соответствии с этими нормами.

 

В завершении проповеди хочу привести слова из Священного Корана: «О те, кто уверовал! Будьте стойкими ради Аллаха, свидетельствую беспристрастно, (и пусть) ваша ненависть по отношению (к кому-либо) из людей (не доводит) вас до того, чтобы вы отклонялись от справедливости. Будьте справедливы, (ибо) это ближе к благочестию, и бойтесь Аллаха, ведь, поистине, Аллаху известно, что вы творите!» (Сура «Трапеза», аят 8).

 

«И когда говорите, то (говорите) по справедливости, даже если (дело касается вашего) родственника…» (Сура «Скот», аят 152).

 

Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин

Газета "PRO Ислам", №3 (019), март 2012.