Мечети Сибири

Печать

Соборная мечеть Иркутска

irkutsk-mosque

Появление первых вольных переселенцев-мусульман в Иркутской губернии зафиксировано официальными источниками в начале XIX века. По переписи 1835 года только в городе Иркутске их уже проживало до 350 человек. В конце XIX и начале XX веков в общем потоке переселенцев, связанном с политикой развития Сибири и проведением крестьянских реформ, сюда из европейской части России устремились и многие мусульмане. В основном это были татары и башкиры Поволжья и Приуралья — Казанской, Оренбургской, Уфимской и Пермской губерний.

Старая деревянная мечеть. Проектная реконструкция фасада. Автор: Л. Малышева

Своим трудолюбием и активностью они внесли свой вклад в освоение сурового края. Крестьянским трудом, порой в труднейших условиях выживания, выкорчеван под пашню не один гектар таежной земли. Рабочие, ремесленники и купцы участвовали в строительстве городов, поселков и железные дорог, в развитии производства и торговли. Крепкие духом и решимостью, многие обретали здесь свою новую Родину, неся с собой свою национальную культуру и религию — Ислам.

 

mosq-derevo

Количество жителей Иркутска и пригородов, исповедующих Ислам, постоянно возрастало. Появилась острая необходимость в создании мечети — места, где по уставу веры верующие могли бы проводить свои совместные обряды — общие молитвы и религиозные праздники, заниматься обучением и благотворительностью.

 

 

Для этой цели братьями Заидуиллой и Шайхуллой Шафигуллиными из своего имущества была пожертвована городская усадьба и постройки на Саломатовской улице (К.Либкнехта). Зимой 1897 после получения соответствующих разрешений и утверждения проекта начались строительные работы по приспособлению одного из домов в усадьбе для размещения в нем мечети и возведению минарета. Уже к лету мечеть была открыта и с минарета, впервые в городе Иркутске, муэдзин прочитал азан, призывая мусульман к молитве. Первым уездным имамом был утвержден мулла Гарых Баймуратов. Но небольшое деревянное здание не могло удовлетворить нуждам мусульман Иркутска. Поэтому сразу же начался добровольный сбор пожертвований и средств на строительство большого и каменного здания.

 

 

К 1905 году строительство нового здания мечети было окончено и Иркутск украсился выразительной архитектурной постройкой с высоко возвышающимся минаретом. По оценкам восхищенных путешественников и к гордости иркутских мусульман Иркутская мечеть признавалась одной из лучших в России.

 

 

Мечети появлялись и в других поселениях Иркутской Губернии где компактно проживали мусульмане — это нынешний Зиминский, Заларинский, Черемховский, Осинский и др. районы.

 

 

Иркутская мечеть стала местом общественной и просветительской жизни верующих. Здесь была образована библиотека и школа для детей мусульман. Работал приют для сирот и инвалидов и столовая для бедных. Организовывалась взаимопомощь, проводились губернские собрания и праздники.

 

 

После установления Советской власти для Ислама в России, как и для других конфессий, наступает время испытаний и гонений, которое продолжалось вплоть до 80-хгодов.

Не стал исключением и Иркутск. Неоднократно в 20-40годы под разными предлогами готовились решения о закрытии мечети, но благодаря терпению, настойчивости ее руководства и сплоченности небольшой дружной общины, все же удалось сохранить право проведения совместных молитв и обрядов в собственной мечети. Правда, большая часть помещений в те времена уже использовалась другими организациями. Была закрыта школа, минарет разобран.

 

Страна и ее народ с каждым десятилетием становились все более атеистическими.

 

Каменная мечеть. Фасад, план. Проектная реконструкция Л. МалышевойНо верующие, несмотря ни на что, сохранили духовные основы веры и наследие предков.

 

Первая Иркутская мечеть была деревянной. В основу ее архитектуры безусловно легли традиции городского деревянного зодчества Иркутска XIX века, отличающегося высоким уровнем строительного мастерства и художественно-декоративного качества. Мечеть была создана из типичного одноэтажного жилого дома, построенного ранее по красной линии улицы. Его бревенчатые стены были обшиты калеванной доской под руст, украшены накладными элементами на тему ордерной системы и дополнены узорной резьбой. Особый интерес представлял минарет. Без сомнения его прообразом послужили минареты татарских мечетей Среднего Поволжья. Установленный прямо на коньке кровли, он завершался остроконечным восьмигранным шатром, задавая неповторимый образ.

 

Большая каменная мечеть в Иркутске, замечательная по своей монументальности и архитектурному образу, была построена всего через несколько лет после открытия деревянной. Появление подобной культовой мусульманской постройки рубежаXIX-XXвеков в северо-восточной Азии можно оценить как уникальнейшее явление.

В основу ее проектного решения легли образцы каменных мечетей Среднего Поволжья, в частности, города Казани, отличающиеся своеобразием влияния европейской и православной архитектуры. Это выразилось как в архитектурной деталировке, так и в общей композиции, со строгой симметрией и развитостью продольной оси, вдоль которой последовательно расположены основные ее элементы: высокое крыльцо, входной объем с минаретом, сунэт и, наконец, основной зал и михраб.

 

Каменная мечеть. Фото 1906 годаОсобую выразительность придает постройке то, что она выполнена из массивных каменных блоков природного камня, обработанных с особой тщательностью. Стилистика постройки заимствовала как образы древних культовых сооружений Поволжья, так и черты эпохи эклектики и модерна.

 

В образе минарета прослеживается также влияние архитектуры мечетей Турции и Египта.

 

Мечеть, являясь памятником истории и культуры, подлежит реставрации с полным восстановлением своего первоначального облика.

 

Мечеть становится центром реабилитации Ислама в Иркутске. Под ее сводами на пятничную молитву собираются мусульмане — представители разных народов России, Средней Азии, Кавказа и дальнего зарубежья, волей судеб оказавшиеся в Иркутске. Открыта школа для религиозного обучения, дающая возможность всем желающим приобщиться к одной из великих мировых религий.

 

Все помещения и строения мечети, возвращенные в 80-хгодах в пользование мусульманской общине, объявлены памятниками истории и культуры.

 

Дата открытия мечети —1890 г.

Вместимость мечети: 2000 человек

Кол-во прихожан в пятничные дни — около 500 человек, в праздничные дни — до 2000 человек

Имам-хатыб мечети: Мингалиев Фарид Мирзагитович

При Иркутской мечети функционирует воскресная школа

 


Адрес: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 86

Тел.: 8 (3952) 290496



Материал по теме: Шейхулла хаджи Шафигуллин