Ислам не ограничивает, но дает полноту жизни и счастье каждому
Посланник Аллаха Мухаммад, мир ему, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельство о том, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха (шахада), совершении молитвы (намаз), выплате закята (милостыня), совершении хаджа (паломничество в Мекку) и соблюдение поста в Рамадане» (аль-Бухари).
Среди всех столпов Ислама основополагающим является шахада — слова свидетельства, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад — Посланник Его. Если человек произносит эти слова и подтверждает их своим сердцем, а истину, что в сердце, знает только сам Аллах, произнесший становится мусульманином. Абу Ханифа сказал, даже если при этом он не читает молитву и не постится. То есть наиглавнейшим и самым важным является признание Всевышнего Создателя. В Священном Коране Господин миров говорит: «Поистине Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает...» (Сура «Женщины», аят 48). Также Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Тот, кто сказал один раз в жизни, что нет Бога кроме Аллаха, не останется навеки в огне». Указанные аяты и хадисы свидетельствуют о важнейшем значении слов свидетельства единобожия. Многие из мусульман живущих ныне признают существование, единство и могущество Аллаха, но этим и ограничиваются, не считая обязательным выполнение остальных предписаний. Хадис Посланника Аллаха, мир ему, указывает на то, что признавший Аллаха и Его единство будет избавлен от вечных страданий, однако, в нем не говорится о том, что он не ощутит на себе геенны огненной, не вкусит наказания и гнева Аллаха. Он получит наказание за свое собственное ослушание, за невыполнение остальных обязательных предписаний.
В жизни довольно часто приходится встречать мусульман, которые признают Аллаха, но на этом их религиозные убеждения и практика заканчиваются. И когда призываешь таких людей к совершению других фардов (обязательных предписаний), они соглашаются в необходимости их исполнения, но по их убеждениям, начиная выполнять что-то одно, они будут обязаны выполнять и все остальное. Такие рассуждения указывают на системное мышление этих людей, ибо если они возьмутся за что-либо, то будет логичным и правильным совершать все предписания, не вырывая что-либо из общего. Такое мнение хорошо само по себе, но в данном контексте не является верным. Каждый из пяти столпов Ислама самостоятелен и имеет свою историю, обстоятельства, при которых стал обязательным и условия, при которых эта обязанность не вменяется человеку, а также способы восполнения пропущенных обязательств и многое другое. Если человек не выполняет один из фардов, это не освобождает его от выполнения другого или других столпов. За выполнение или не выполнение каждого фарда мусульманин будет отвечать отдельно. Если верующий не читает пятикратную молитву, то пусть хотя бы он постится в месяц Рамадан, или выплачивает закят, или хотя бы совершит хадж. Если мусульманин выполнит хоть что-нибудь из этого, то это обязательно укрепит его веру, и может послужить причиной того, что Аллах возрадуется за своего раба и наставит его на прямой путь истины.
Человек создан слабым (Сура «Женщины», аят 28) и иногда совершает ошибки и прегрешения. Есть из мусульман и такие, кто не выполняет фарды, но вместе с этим страшатся Аллаха и Его могущества, и считают, что если они будут выполнять все фарды, а потом вдруг их застанет момент, когда вера их ослабнет и они нарушат один из запретов Аллаха (например, запрет на употребление алкоголя), то тогда Всевышний накажет их сильнее, чем если бы они совсем не выполняли фардов и не поклонялись Ему. Такое мнение, опять свидетельствует о высоком уровне ответственности, но не является верным, ибо если раб Аллаха поклоняется своему Создателю и неизменно радует Его, то Он воздает за это рабу своему. За пост в месяц Рамадан Аллах воздает так, как не воздает ни за что другое. Если раб Аллаха оступился и совершил грех, то до конца жизни, до самого последнего вздоха у него есть возможность попросить прощения, и Аллах простит его, ибо Он — Прощающий и Милосердный, и любит прощать, нужно лишь попросить Его об этом.
Некоторые из числа мусульман считают, что если они начнут выполнять предписания Ислама, то должны будут ограничивать себя во многом, так как в Исламе слишком много запретов и ограничений.
Да, в Исламе, как и в любой другой религии, присутствуют запреты, наказы и рекомендации. Но, однозначно можно заявить, что в Исламе запретного гораздо меньше, чем в любой другой небесной религии, и не составит и десятой части от разрешенного (халял).
Все обязательные предписания можно сравнить с органами человека: если человек не выполняет молитву, то у него как будто бы нет глаз, если не постится, то он без слуха, если не выплачивает закят, то без рук, если не совершает хадж, то он как будто бы без ног. Без всего этого человек может жить, но качество жизни резко ухудшается. А вот если человек совсем не признал Господа, то как будто бы у него нет сердца, без которого нет жизни. Если человек возьмет все это, то как будто бы у него есть все органы, необходимые для полноценной и качественной жизни, его жизнь, в духовном и физическом плане будет насыщена, и каждый ее миг будет приносит радостные и незабываемые впечатления.
Прошу у Аллаха Всемилостивого прощения грехов, радости и полноты жизни для всех людей! Аминь!
Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края,
муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин