«Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина», - Г. Фаткуллин
Мир, в котором мы живем прекрасен! Он полон явлений и свойств, которые иначе как чудесными не назовешь! Мир - это не только природа окружающая нас, но и наше собственное внутреннее состояние души.
Вследствие целого ряда причин люди порой не способны понять замысла и оценить всей красоты и совершенства творений Всевышнего Аллаха, в т.ч. самого человека, его сознания и того, что его окружает.
Современный обыватель ни на секунду не задумывается о том, насколько преобразован окружающий мир во благо и удобство человека. Возьмем в качестве примера телефон, который сегодня является таким же необходимым предметом, как ложка или нож. Современные средства передвижения: автомобили, катера, самолеты; жилье, одежда, лекарства - все это плоды долгих исследований и опытов. Благодаря знаниям, человек преобразует все вокруг себя с целью получить более комфортные, безопасные и удобные условия бытия. Именно благодаря знаниям, которые по крупицам собирались, записывались и передавались следующим поколениям, последователи изучали предыдущий опыт, отделяли правильное от заблуждений, дополняли, открывали что-то новое и передавали своим потомкам. Этот процесс преемственности поколений продолжается тысячи лет. И только за последние сто лет человечество шагнуло вперед так далеко, как никогда раньше.
На вопрос насколько быстро наука будет развиваться дальше, ответить не может никто! С уверенностью можно говорить лишь об одном, что знания и наука – это удел небольшого круга специалистов и производителей, тогда как большинство людей являются потребителями этих самых знаний в виде благ, удобств и окружающего комфорта. Знания теряют ценность как таковые, уступая место ощущениям, люди не хотят знать «как», им важен результат.
Наука развивается все быстрее, но вместе с этим невежество людей ставится все больше и очевиднее. С одной стороны это естественно и понятно, знаний и информации стало так много, что обычный среднестатистический человек не в состоянии усвоить и разделить потоки информации, отличить истинное от ложного, это могут сделать лишь определенные группы людей. Человек с его ограниченностью теряется в этих информационных потоках, обезличивается, замыкается в своем кругу и превращается в того, кого называют потребителем. Люди получают определенные знания и опыт, применяют их и в дальнейшем, как правило, если нет острой необходимости, не стремятся к расширению кругозора и обновлению навыков.
Ислам, как религия и как жизненная система, поощряет и призывает к получению и постоянному расширению имеющихся у человека знаний, и более того, это в определенной степени вменяется в обязанность верующим мусульманам. Указание на необходимость получения, стремления и пользу знаний можно найти в Коране, сунне Пророка Мухаммада (мир ему), наставлениях ученых и правителей мусульман.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина». Арабское слово [талябун] в данном случае, возможно, наиболее уместно перевести как «стремление», но вместе с этим имеются и другие переводы: «изыскание», «поиск», «требование», «просьба», «учеба».
«…скажи: «Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, вспоминают только обладающие разумом» (сура «Толпы», 9 аят).
Также Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «Боятся Аллаха из рабов Его только знающие» (сура «Создатель», 28 аят).
Суть учебы заключается не в том, чтобы получить престижный диплом, который откроет дорогу к источникам материальных благ, карьерного роста и безбедного существования. Поиски знания и учеба - есть в некоторой степени религиозная обязанность, призыв и стимул для человека к тому, чтобы он не останавливался на пути самообразования, повышения уровня знаний, расширения кругозора и самосовершенствования в целом.
Говоря об одном ученом, который считается муджтахидом (правомочным выносить религиозные суждения на основе уровня знания и понимания различных исламских наук) внутри ханафитского мазхаба, отмечали следующее: «Имам Зуфар, меньше других наук знает фикх (правоведение), но его знание и понимание фикха заполняет все пространство от Востока до Запада». Это типичная восточная аллегория, которая раскрывает глубину знаний этого человека.
Однажды, Сафван бин Ассаль аль-Муради (да будет доволен им Аллах), пришел к Пророку (мир ему), находившемуся в мечети, и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине я пришел в поисках знания». В ответ ему, Посланник Аллаха сказал: «Добро пожаловать стремящемуся к знанию! Поистине ангелы окружают ищущего знания своими крыльями, а потом они становятся один на другого, пока не достигают нижнего неба из любви к тому, к чему он стремится!» (Ат-Табарани, аль-Хаким).
Существует много других аятов и хадисов, а также прочих указаний на достоинство знаний, побуждающих к тому, чтобы верующий человек постоянно находился в процессе повторения и приобретения знаний. Остановка этого процесса означает регресс. Знание - это величайшая сила и милость Всевышнего Создателя, оно способно осветить и согреть душу и сердце человека, вывести его из мрака к свету, подняться из самой глубокой пропасти к вершинам мира этого и Вечного.
Знания не подразделяются на религиозные и нерелигиозные, все знания от Аллаха и ведут в конечном итоге к Нему, исключением являются колдовство и предсказания. Знания неизменно помогают человеку, открывают для него врата мира этого, дают доступ к пониманию законов движущих природу, человеческое общество, внутреннюю сущность самого человека, его характер, добродетели и пороки.
Каждый из детей пророка Адама (да благословит его Аллах), всю свою жизнь, начиная с колыбели и заканчивая предсмертным вздохом, является и учеником и учителем одновременно. Будучи детьми и учениками мы берем знания у тех, кто осведомлен больше нас, затем передаем эти знания тем, кто знает меньше нас. Отличие в том, что одни делают это с пониманием и грамотно, профессионально и осознанно, другие же по наитию, в соответствии со своими собственными ощущениями и представлениями.
Говоря о высоком значении и силе знания, необходимо подчеркнуть, что оно ценно не само по себе, а как инструмент, помогающий в главном - обрести гармонию с самим собой и довольство Всевышнего Аллаха. Знание будет неизменно приносить благо своему обладателю, только тогда, когда его убеждения, слова и дела будут в гармонии и союзе со знаниями, а не расходиться с ними в попытке найти компромиссы со своей совестью и сердцем.
Знания, это не только польза и благо, но также честь, достоинство и большая ответственность, ибо ошибки и халатность людей знающих более ненавистны Аллаху, чем ошибки невежд.
Однажды, у имама Суфйана бин Уйаййна спросили: «Кто из людей более всех нуждается в поисках знания?», на что он ответил: «обладающий наибольшим знанием». Его спросили: «Почему же?», он ответил: «По той причине, что ошибка, допущенная им, становится наиболее отвратительной».
Имам Ибн Абд аль-Барр сказал: «Ты будешь оставаться знающим до тех пор, пока не прекратишь учиться, а когда ты перестанешь нуждаться в этом, превратишься в невежду».
Дорогие братья и сестры по вере, ищите знания и не прекращайте усердия в этом благородном и достойном деле! И пусть Аллах прибавит нам знаний, благочестия, богобоязненности и сделает нас из числа Своих благословенных рабов! Аминь!
Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, муфтий
Гаяз-хазрат Фаткуллин