Кому следует раздавать садаку аль-фитр?
Каждый может раздать свою садаку одному или нескольким неимущим...
Право на получение садаки разговения имеют те же лица, которые пользуются и правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята. В суре 9:60 говорится: «Милостыня (в данном случае закят) (предназначается) только для бедных, и неимущих, и тех, кто занимается ее (сбором), и тех, чьи сердца были приведены к согласию, и для рабов, и (для несостоятельных) должников, и (на дела) на пути Аллаха, и для путника в качестве предписанного Аллахом, а Аллах — Знающий, Мудрый».
(1) Бедняком (факыр; мн. ч. — фукара’) является тот, кто либо не обладает установленным минимумом прирастающих денежных средств (имущества), либо нуждается в использовании этих средств (имущества) для удовлетворения своих насущных потребностей, например, для обеспечения себя жильем, одеждой или научной литературой, если в этом есть необходимость...
(2) Неимущим (мискин; мн. ч. — масакин) является тот, у кого нет ничего. Положение такого человека хуже положения бедняка...
(3) Задачей сборщиков закята является не только сбор денежных средств и прочих материальных ценностей, но и вручение их тем, кто имеет на это право... Каждому сборщику, который занимается только сбором закята, выделяется определенная часть собранных средств (т.е. фактически зарплата) с учетом его обычных средних расходов.
(4) Люди, сердца которых были приведены к согласию (аль-му’аллифату кулюбихим), подразделялись на три категории:
а) немусульмане, которым Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, выделял определенные средства для того, чтобы склонить их к Исламу;
б) люди, которым выделялись определенные средства для того, чтобы защититься от их зла;
в) люди, которые приняли Ислам, но были еще слабы в вере. Таким людям средства из закята выделялись с целью их укрепления в Исламе.
(5) Средства могут выделяться также должникам (гарим);
(6) а также на дела, совершаемые на пути Аллаха (фи сабиль Аллах).
(7) Средства из закята могут выделяться также путникам, каковым считается каждый, кто имеет средства, но не может распоряжаться ими в пути.
Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «О (члены) общины Мухаммада, клянусь Тем, Кто послал меня с истиной, Аллах не примет садаку у человека, имеющего родственников, которые нуждаются в поддержании с ним родственных связей, если он отдаст ее посторонним! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, Аллах не посмотрит на него в День воскресения!» (ат-Табарани)... Поэтому лучше всего отдавать садаку собственным братьям и сестрам, затем — их детям, затем — дядьям и теткам со стороны отца, затем — дядьям и теткам со стороны матери, затем — другим кровным родственникам, затем — соседям, затем — людям, живущим с тобой на одной улице, а затем — людям, которые живут с тобой в одном городе, при условии, что они нуждаются.