Печать

Праздник разговения

Автор: IslamSib.RU Дата: .

bairamБлизится один из двух великих праздников Ислама — Ид аль­-фитр, или Ураза­-байрам, — праздник разговения. Этот день все мусульмане мира отметят совместными молитвами. Об особенностях проведения этого праздника, о том, что отличает праздничную молитву от каждодневной, и какие требования существуют для выплаты закята аль­фитр, предлагаем узнать в книге Абдельхамида Тахмаза «Ханафитский фикх».


Ураза-­байрам


Проведение особых молитв в день праздника разговения ( Ид аль­-фитр, Ураза­-байрам — первый день месяца шавваль ) было вменено в обязанность мусульманам в 1‑м году хиджры ( 622 г. ).

 

Сообщается, что Абу Саид аль­-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха ( мир ему ) всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления» ( аль­-Бухари ).

 

Участие в праздничной молитве обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк ( мир ему ) сам принимал участие в этой молитве и повелевал людям являться на них. Сообщается, что Умм Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день праздника нам всегда велели являться ( на молитву ), и на нее приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины, у которых были месячные. Они стояли позади всех, произнося слова “Аллаху Акбар” и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов» ( аль­-Бухари ).

 

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух ракаатов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат.

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать ее в одиночестве.

 

Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого ракаата.

 

Согласно сунне, перед тем как отправиться на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что­нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечетное количество фиников, на что указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день разговения Посланник Аллаха ( мир ему ) никогда не выходил ( из дома на праздничную молитву ), не съев несколько фиников». В другой версии ( этого хадиса ) сообшается, что ( Анас, да будет доволен им Аллах ) также сказал: «… и ( Пророк, мир ему, обычно ) съедал нечетное количество ( фиников )» ( аль-­Бухари ).

 

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закят разговения ( закят аль­фитр ). Передают, что в дни праздников Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, всегда надевал свои лучшие одежды ( аль­Байхаки ).

 

Закят аль­-фитр


Раздача садаки разговения обязательна для каждого свободного мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств ( имущества ), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении. Раздавать садаку разговения обязательно после появления зари в день праздника разговения.

 

В отличие от закята наличие разума и достижение совершеннолетия не относятся к числу необходимых условий обязательности раздачи садаки разговения. Так, например, если малолетние дети или безумцы располагают какими­либо средствами, они должны раздавать садаку разговения, что входит в обязанности их опекунов. Если же опекуны не сделают этого, то ребенок будет обязан сам раздать ее по достижении совершеннолетия, безумец же должен сделать это, если к нему вернется разум.

 

Если после появления зари в день праздника разговения взрослый и дееспособный мусульманин, обязанный выполнять установления шариата ( мукалляф ), лишится установленного минимума денежных средств ( имущества ), это не снимет с него обязанности раздачи садаки разговения. То же самое касается и обязанности совершения хаджа, которая не снимается с мусульманина в случае утраты им имущества и денег.

 

Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать садаку разговения не только за себя, но и за своих малолетних детей, если они не имеют собственных средств, что же касается взрослых детей, то он обязан делать это за них лишь в том случае, если они не располагают собственными средствами и лишены разума.

 

Муж не обязан раздавать садаку разговения за свою жену, поскольку его власть над ней является ограниченной и не распространяется на ее финансовые и имущественные дела. Мусульманин не обязан также раздавать эту садаку за своего взрослого и разумного сына, поскольку власть отца над сыном после достижения последним совершеннолетия полной уже не является. Таким образом, мусульманину следует раздавать садаку разговения за каждого из тех, кого он должен содержать и на кого распространяется его власть. К числу таких лиц относится его отец, находящийся на его иждивении. Человек может раздать садаку разговения за свою жену и своего взрослого и разумного сына, который находится на его иждивении, даже не получив на это их разрешения, поскольку обычно такое разрешение дается.

 

В качестве садаки разговения каждый мусульманин должен раздавать по полса пшеницы или муки или по одному са фиников, ячменя или изюма. Сообщается, что Абу Саид аль­Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно в качестве закята разговения мы раздавали по одному са какой­нибудь еды, или по одному са ячменя, или по одному са сухого творога, или по одному са изюма» ( аль­-Бухари ).

 

При жизни Пророка, мир ему, в Медине было мало пшеницы. Однако, когда начались мусульманские завоевания и пшеницы стало много, сподвижники, да будет доволен ими Аллах, пришли к единодушному мнению, что полса пшеницы могут заменить один са ячменя, из чего и следует исходить впредь независимо от обстоятельств и возможных изменений уровня цен.

 

Полса пшеницы соответствует примерно 2,25 килограмма. Ханафитские факихи считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. Они обосновывали свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде. Вот почему факихи говорили, что в благополучное время выплачивать садаку разговения дирхемами лучше, чем едой, так как Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Избавьте их от необходимости обходить ( людей со своими просьбами ) в этот день» ( ад­Даракутни; Ибн Ади и аль­Хаким ). Следует принимать во внимание существующие цены в тех случаях, когда садаку разговения раздают хлебом, кукурузой или другими злаками, относительно которых нет прямых указаний в Сунне.

 

Раздача садаки разговения является обязанностью, которую можно выполнять в течение всей жизни. Это можно сделать как до, так и после появления зари в день праздника, поскольку веление относительно садаки разговения, как и относительно закята, носит абсолютный характер. Ученик Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, Нафи, передавший из версий приводимого выше хадиса, сказал: «Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, раздавал садаку разговения тем людям, которые ее принимали, и они ( сподвижники ) обычно раздавали ее за день или за два дня до праздника разговения» ( аль-­Бухари ).

 

Лучше всего раздавать садаку разговения перед праздничной молитвой, чтобы избавить бедняков от необходимости обращаться к людям с просьбами в этот день, о чем уже говорилось выше. На это указывают также слова Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Пророк велел раздавать закят разговения до выхода людей на молитву» ( аль­Бухари ). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха обязал ( людей ) выплачивать закят разговения в качестве средства очищения человека, соблюдавшего пост, от ( греха ) пустословия и сквернословия, а также в качестве угощения для неимущих. ( Закят ) того, кто раздаст его до молитвы, будет принят, для того же, кто раздаст его после молитвы, это станет одним из видов садаки» ( Абу Дауд; Ибн Маджа; ад-­Даракутни; аль­-Хаким ).

 

Задержка с раздачей садаки разговения не избавляет человека от необходимости выполнения этой обязанности, но в этом случае награда за ее выполнение будет меньше.

Каждый может раздать свою садаку одному или нескольким неимущим, однако раздавать ее многим нежелательно, поскольку это противоречит смыслу приведенного нами выше хадиса, в котором сообщается, что Пророк велел делать это для избавления неимущих от необходимости обращаться к людям с просьбами. Поступать так разрешается лишь в том случае, если человек будет исходить из того, что в этом хадисе говорится о необходимости раздавать садаку разговения многим людям, а не отдельным лицам, а также из того, что у бедняка есть иждивенцы, и того, что ему дают, все равно не хватит на всех, и что обязанность избавления бедняка от нужды не возлагается на одного человека.

 

Следует отметить, что право на получение садаки разговения имеют те же лица, которые пользуются правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята.

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №120 (сентябрь 2011)

Психологическая помощь для мусульман

Smile Luxe