Правила вождения автомобиля: исламский взгляд
По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно по причине дорожно-транспортных происшествий погибает 1,2 миллиона человек. Это больше, чем население г. Красноярска! На официальном сайте Госавтоинспекции МВД РФ указано, что в 2011 г. в России в результате ДТП погибло 27953 человек, а 251848 получило ранения. При этом число водителей в России растет каждый день. Согласно данным ГИБДД в 2011 г. водительское удостоверение получило более 2 млн человек. Данная статистика показывает актуальность темы дорожно-транспортных происшествий. В данной статье приводится анализ проблемы с точки зрения Ислама.
Вопросы, касающиеся правил дорожного движения, следует рассматривать с нескольких ракурсов:
1. Индивидуальный.
Человек, получивший серьезные травмы или погибший в автокатастрофе по собственной ошибке (превышение скорости, езда в нетрезвом виде и т.д.) причинил вред самому себе. Жизнь и здоровье человека даны Господом во временное пользование, что говорит о важности бережного отношения к самому себе, о том, что нанесение серьезного вреда своему здоровью – влечет ответственность, за которую каждый ответит в Будущей жизни. В Коране говорится: «Любое бедствие, которое настигло вас, наступило из-за ваших же деяний» (сура «Совет», аят 30). Поэтому некоторые теологи постановили, что смерть в результате аварии из-за превышения скорости приравнивается к самоубийству, что является тягчайшим грехом в Исламе.
2. Общественный.
Человек в результате транспортных происшествий зачастую причиняет вред не только себе, но и окружающим. Наихудшим в данном отношении итогом может быть смерть стороннего человека. Всевышний Аллах в Коране говорит: «По этой причине предписали Мы сынам Исраила: кто убил кого-либо не ради законного наказания или не за нечестия, творимые на Земле, тот как будто бы убил всех людей» (сура «Трапеза», аят 32). Ибн Аббас разъяснил смысл данного аята следующим образом: «Убийство человека, которое запретил Аллах, подобно убийству всех людей» («Тафсир Ибн Касир», т. 1, стр. 509).
Помимо телесного вреда зачастую на дорогах нашей страны наблюдается хамское во всех отношениях поведение. Например, люди паркуют машины в удобном для них месте, не обращая внимания на общественное мнение, в результате чего создаются дополнительные помехи для движения и пробки. Пророк, мир ему и благословление Аллаха, говорил: «Истинный мусульманин — это тот, от вреда языка и деяний которого застрахованы, т. е. защищены другие люди» (Бухари, Муслим). Также не следует привлекать к себе чрезмерное внимание путем сигнала без крайней необходимости, стрельбы в воздух, что наблюдается в последнее время, обгона, не соблюдая правил дорожного движения и т.д. Все это идет в разрез с исламской этикой.
3. Государственный.
Не секрет, что государственной казне наносится серьезный ущерб в результате различного рода дорожных происшествий: ремонт инфраструктуры, зданий, дорог, госпитализация пострадавших, пробки, задерживающие людей на работу. Все это является результатом неправомерных действий водителей на дорогах.
Что же нужно делать в сложившейся ситуации? За всех сказать сложно. Но мусульманам нужно порекомендовать следовать религии и в этом вопросе. Практически это должно соблюдаться в следующих аспектах:
1. Следует тщательно проходить обучение во время получения водительского удостоверения.
Пророк, мир ему и благословление Аллаха, сказал: «Если раб Аллаха делает какую-то работу, Аллах желает, чтобы он это выполнял в совершенстве» (Байхаки). Если же из-за халатного отношения к обучению мусульманин является причиной аварии, то ему придется отвечать за это перед Всевышним, потому что это будет его вина. Из этого также вытекает, что мы не должны доверять вождение автомобиля неподготовленному человеку, детям, больным и т.д.
2. Водитель транспортного средства должен соблюдать все правила дорожного движения.
Важно не просто знать правила, но и соблюдать их. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы лучше знаете ваши мирские дела» («Джамиуль ахадиси», № 41/494). Этот хадис разъясняет нам, что, занимаясь какой-либо деятельностью, необходимо следовать принятым нормам той местности, в которой находишься, так как это результат работы профессионалов в своей области.
3. Особо следует выделить превышение скорости.
В хадисе говорится: «Спешка исходит от сатаны, а спокойствие – от Аллаха» (Тирмизи). Поэтому не следует спешить, стараясь обогнать всех на дороге, даже если вы опытный водитель и куда-то торопитесь.
Остальные же требования Шариата должны выполняться безукоризненно. В любом случае недопустимо принимать алкоголь, наркотические средства и пр., тем более садясь за руль.
В заключении следует напомнить верующим, что каждый человек будет отвечать за свои деяния как в этой, так и в Следующей жизни. Не стоит из-за мелочных дел подвергать опасности себя и окружающих. И самое главное, где бы вы ни были и что бы ни делали, будьте богобоязненными, ибо «Воистину, самый почитаемый из вас пред Аллахом – самый богобоязненный» (сура «Покои», аят 13).
Шовхалов Шамиль
IslamSib.Ru