Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика в Красноярском крае
Современная жизнь – время крайностей, проявляющихся во всех без исключения сферах жизнедеятельности людей. Не обошли данные тенденции и религиозные аспекты, что повлекло за собой путаницу в умах народа в отношении многих вещей, давшую импульс к смешению понятий добра и зла, истины и лжи, скромности и безнравственности и так далее. Первопричина всего этого – утрата религиозных знаний и, как следствие, распространение невежества среди мусульман и немусульман. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил об этом, что передано в достоверных хадисах. Он указывал, говоря о событиях до Судного Дня, на распространение невежества, открытое совершение грехов, уменьшение значимости и ценности человеческой жизни среди людей, распространение недостойных способов заработка и так далее. Есть ли выход из сложившейся ситуации?
Первый и наиболее значительный шаг – это распространение основополагающих знаний, включающих традиционные духовные ценности, через образовательные и иные учреждения.
Стоит отметить, что слово «традиционный» – это прилагательное от слова «традиция», означающее «то, что унаследовано, передано от предшественников, предыдущих поколений». Предыдущие поколения – это в первую очередь пророки и посланники от Адама и до Мухаммада (мир им всем), а также праведные предшественники заключительного Пророка, мир ему и благословение. Традиционные ценности должны быть положены в основу образовательных программ. При этом их использование должно носить двойственный характер, то есть распространяться не только на учеников, но и на преподавателей, на которых ложится серьезная миссия по стимулированию желания обучаться, расширению круга знаний и так далее. Из всего следует, что истоком традиционных духовных ценностей является пример жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний в Коране говорит: «Скажи им, о Пророк, если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, Аллах полюбит вас» (сура «Аль Имран», аят 31). Великий учёный Ибн Касир в комментариях к этому аяту пишет: «Этот почтенный аят указывает, что тот, кто заявляет о своей любви ко Всевышнему, но в то же время не следует за Сунной Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), является лжецом…Если взглянуть с другой стороны, получается, что не следующий за Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в его словах, в его деяниях и буквально во всём, то он не любит Аллаха и является лжецом».
Современная образовательная практика должна опираться на ценности, основанные на Сунне Пророка, мир ему. Они должны включать:
1. Стремление и любовь к знаниям.
Всевышний отдал предпочтение имеющим знания перед теми, кто не обладает ими, сказав в Коране: «...скажи: “Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?”» (сура «Толпы», аят 9). Более того Пророк, мир ему и благословение Аллаха, дополняет ценность знания своим наставлением: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа). Причина этого заключается в следующем аяте: «Боятся Аллаха из рабов Его только знающие» (сура «Создатель», аят 28). Человек, осмысливший данные наставления, будет стремиться к знаниям, а учитель будет осознавать, какую великую миссию он выполняет.
2. Усердие на пути получения знаний.
В первую очередь усердие предполагает не останавливаться на достигнутом. Имам Малик говорил в этом отношении: «Никто из обладающих знанием не должен прекращать обучение». Ибн Абу Хассан наставлял в этом отношении: «Ты будешь оставаться знающим до тех пор, пока не окончишь учебу, а когда ты перестанешь стремиться к этому – превратишься в невежду». Однажды имама Абу Амра ибн Аль-'Аля спросили: «До каких пор человеку уместно учиться?», он ответил: «До тех пор, пока будет ему уместно жить».
3. Искренность.
Человек должен проявлять максимальную искренность во всех отношениях и, в особенности, при получении знаний. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Воистину, все деяния – только по намерениям, и каждому человеку полагается то, на что он намеревался» (Аль-Бухари); «Религия есть проявление искренности» (Муслим); «Поистине, Аллах Всевышний не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши» (Муслим).
Данные основы должны стать фундаментом современной образовательной практики. При этом важно установить, что современные формации обуславливают необходимость использования новых форм обучения. Безусловно, формат «из уст в уста» - лучший в своем роде, к которому в наше время прибегают западные страны. Однако на этом нельзя останавливаться. В современном арсенале мощным оружием выглядит Интернет, который для многих сегодня стал единственным доступным «учителем» и «наставником». Мы не будем отходить от темы, приводя слова великих людей об опасности такого самообразования, но это должно послужить нам примером, что такой ресурс нельзя упускать из вида. Официальный сайт Единого духовного управления мусульман Красноярского края «Ислам в Сибири» - IslamSib.Ru реализует и просветительскую задачу, актуализируя ценность знания, развивая различные направления для исследования и так далее. Нужно отметить и высокий уровень качества самого сайта по сравнению с большинством российских интернет-ресурсов исламского содержания.
Впрочем, всемирная сеть – это будущее молодого поколения, тогда как люди, не взращенные на этом, чаще черпают знания из газет, журналов и книг. Именно по этой причине на территории Красноярского края выпускается газета «PRO Ислам», носящая информационно-образовательную миссию, особенно для людей, живущих в отдаленных районах.
Еще одним важным фактором повышения образования населения является проведение различного уровня всероссийских научно-практических конференций, популяризирующих идеалы и ценности Ислама, с приглашением известных ученых и специалистов в области теологии, политологии, истории и многих других. В Красноярском крае такая практика имеется, и на современном этапе развития мероприятия носят все более широкий и массовый характер, на которых обсуждаются самые актуальные проблемы мусульман России и мира. Всероссийская научно-практическая конференция «Ислам в современной России: «срединный» путь развития» под эгидой Единого духовного управления мусульман Красноярского края – яркий тому пример.
При всем разнообразии доступных информационных каналов серьезную нагрузку несут специализированные учебные учреждения по изучению Ислама: университеты, институты, школы (мактабы) и так далее. Именно такие учреждения дают людям знание и понимание Ислама.
На территории Красноярского края функционируют исламские воскресные школы, реализующие следующие задачи:
1. образовательная: мусульмане и немусульмане получают основополагающие знания об Исламе, что дает возможность не впадать в крайности различных течений;
2. духовная: появляется желание жизнь в соответствии с установлениям и предписаниям Ислама, что автоматически отдаляет людей от наркомании, алкоголизма, насилия и т.п.;
3. социальная: происходит сплочение людей на основе духовных ценностей Ислама, что снижает общественное напряжение в регионе;
4. политическая: формируется уважительное отношение к людям различных национальностей, что исключает или сводит к минимуму различного рода конфликты на национальной или религиозной почве.
5. смежная: люди, изучающие Ислам, чаще всего начинают проявлять себя и в других сферах. Ученики повышают личную дисциплину и успеваемость в светских учебных заведениях, в спортивных секциях и т.д.
Данные функции должны быть присуще всем без исключения исламским заведениям.
Если говорить о России в целом, то на сегодня необходимо создать многоуровневую систему подготовки специалистов в области Ислама, включающую функцию устранения невежества в массах. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
– разработка системы многоуровневой системы образования в регионах, начиная от школьников;
– создание и/или развитие интернет-ресурсов в части образовательной составляющей;
– издание газет, журналов, книг, разъясняющих основополагающие аспекты религии, а также раскрывающие наиболее актуальные вопросы;
– проведение научных исследований и конференций различного уровня;
– организация информационно-просветительской работы среди населения в отдаленных от центров населенных пунктах по распространению традиционных духовных ценностей Ислама.
Таким образом, традиционные духовные ценности в современной образовательной практике, являясь фундаментом, должны обеспечить реализацию задач, указанных в данной работе. В заключении приведу призыв нашего Господа: «Вершите добро, ибо, воистину, Аллах любит добродеющих» (сура «Корова», аят 195).
к.э.н., старший преподаватель Сибирского Федерального университета
заведующий мактаба «Фатх» при Соборной мечети Красноярска
Шамиль Шовхалов