«Бизнес по шариату» привлекает большинство красноярских мусульман - результаты исследования, проведенного ЕДУМ КК
Обеспечение существования каждого индивидуума, а также тех, кто находится на его попечении – является важной составляющей шариатских законов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) говорил: «Кто искал богатство дозволенным путем, чтобы уберечься от нищеты, обеспечить семью и из-за жалости к соседям, то в Судный День его лицо будет светлым, как полная луна, а кто искал богатство, чтобы похвастаться и возгордиться, в Судный день Аллах встретит его, разгневанным на него». Мы находим, что шариат побуждает человека к стремлению найти жизненный удел, к работе, чтобы приобрести имущество, а также стимулируют к его использованию в дозволенных рамках.
Согласно исламской концепции окружающий мир дан человеку Господом в подчинение для обеспечения своей жизни. В Коране существуют аяты, которые подчеркивают данную идею: «Аллах подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его повелению и чтобы вы искали Его Милость» (Сура «Коленопреклонённые», аят 12), «Аллах – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» (Сура «Власть», аят 15) и другие. Одним из способов приобретения благ для удовлетворения нужд человека является коммерческая деятельность, которая в основе является разрешенным занятием в Исламе.
Допустимость ведения бизнеса подразумевает тот факт, что при принятии решения собственником или собственниками создать предприятие и заниматься коммерческой деятельностью, необходимо тщательно изучить законодательную основу шариата. На мусульманина возлагается обязанность знания таких вопросов с момента создания бизнеса. Собственно говоря, светские законы также предписывают постулаты по типу «Незнание законов не освобождает от ответственности». Обращая свой взор на реалии наших дней, когда многие бизнесмены просто не знают о шариатских нормах ведения бизнеса, картина происходящего оставляет желать наилучшего. Васила ибн аль-Аска' передает, что слышал, как Пророк (мир ему и благословление) говорил: «Если кто-нибудь продаст дефектный товар, не предупредив (покупателя) об этом, он будет находиться под гневом Аллаха». Из хадиса можно понять, что дефектный товар, являющийся распространенным явлением современной жизни, - это нижняя черта, которая указывает о тяжести нарушения законов Ислама в экономических вопросах, ведь существуют иные запреты, носящие более жесткий характер, которые на практике не выполняются.
Авторские заключения имеют безусловные основания из практической жизни. В ходе совместного с Единым духовным управлением мусульман Красноярского края исследования было проведено анкетирование среди различных категорий населения, относящих себя к мусульманам. Опрашиваемым было задано пять вопросов касательно коммерческой деятельности по шариату. Для репрезентативности данных в опросе приняли участие школьники, студенты, работники разных возрастов и пенсионеры, исповедующие Ислам.
В ходе опроса на вопрос «Нуждаетесь ли Вы в информации о ведении коммерческой деятельности по Шариату?» 61,2% опрошенных ответили положительно, 20,9% - отрицательно и 17,9% - нуждаются «частично». При этом в число ответивших отрицательно входят пенсионеры, не занимающиеся трудовой деятельностью, а также ученики исламских учебных заведений. Важно подчеркнуть, что около 60% опрошенных, ответивших положительно, входят в возрастную категорию до 40 лет, а ответившие «частично» подразумевали, что они имеют определенные знания, но их недостаточно. Данные цифры указывают на крайнюю актуальность исследования такого рода вопросов.
Вопрос «Каков источник ваших знаний о ведении коммерческой деятельности по шариату?» позволил установить, что полное отсутствие каких-либо знаний об исследуемой теме у 46,3% опрошенных. Остальные ответы распределились следующим образом: «я обучался этому в учебном заведении» - 14,9%, «из книг» - 13,4%, «из сети Интернет» - 11,9% и «от других людей» - 14,3%. Безусловно, тот факт, что практически половина опрошенных не имеет представления о заявленной теме, диктует необходимость дальнейшего исследования и публикации результатов работы. Автор, имея возможность анализировать лишь существующие данные, делает предположение, что ответ «из книг» подразумевает, что опрошенными были прочитаны некоторые книги по исламской экономике, так как на русском языке существуют лишь единицы книг по исламскому ведению бизнеса.
Вопрос «Соответствует ли Ваша деятельность шариату?» позволил установить прямо пропорциональную связь между возрастом опрошенных и соответствием деятельности нормам и принципам Ислама. Так, 10,4% респондентов, ответивших отрицательно, старше 40 лет, в иных возрастных категориях таких ответов практически не наблюдалось. Полное соответствие высказало 27,3% опрошенных, которые в основной своей массе входят в группу до 30 лет, а ответ «частично» (27,3%) наблюдался во всех возрастных категориях, чаще людей старше 40 лет.
Вопрос «Откажетесь ли Вы от вашей работы, если узнаете, что она противоречит шариату?» позволил установить, что, несмотря на определенный пробел в знаниях о шариатском ведении бизнеса, 57,4% респондентов ответило положительно «в любом случае». При этом полученные данные позволили установить прямую связь между ответами на данный вопрос и возрастной группой опрашиваемых. Практически все ответы «да, если найду другое место работы» и «гет, ни в коем случае» соответствуют респондентам старше 40 лет. При этом представители женского пола младше 40 лет чаще отвечали отрицательно. Интересным с научной точки зрения представляются следующие результаты: люди с заработной платой до 25 тыс. руб. чаще других отвечали отрицательно или положительно при условии нахождения другого места работы, а с ежемесячным доходом 25-50 тыс. руб. и 50-100 тыс. руб. все ответили положительно « в любом случае».
Вопрос, носящий теоретический характер, «Выберете ли Вы более прибыльное дело или менее прибыльное по шариату?» позволил выявить, что 74,2% выберут «менее прибыльное, но по шариату», что говорит о доминантном положении такого фактора, как дозволенность с точки зрения Ислама, по сравнению с прибыльностью.
Проведенное исследование анкетных данных позволило установить:
1. возрастающую потребность ведения бизнеса по шариату;
2. увеличивающуюся востребованность информации по исследуемому вопросу;
3. прямую зависимость желания ведения бизнеса по шариату и возраста: люди младше 40 лет в большей степени выражают свою религиозность в практической жизни;
4. существование мусульман, желающих установить степень дозволенности своей работы с точки зрения шариата и готовых изменить вид деятельности в случае несоответствия.
Таким образом, опрос подтвердил необходимость актуализации и проработки вопросов, которые необходимы каждому соблюдающему мусульманину, занимающемуся трудовой деятельностью.
к.э.н. Шамиль Шовхалов