Мавлид – это бида?
Коллегия муфтиев относительно празднования дня рождения Пророка имеет две точки зрения: 1) день рождения Пророка не отмечался во времена сподвижников и их современников (табиин), в силу чего празднование его является нововведением; 2) празднование дня рождения пророка является сунной.
В действительности же обе точки зрения являются неверными. Если день рождения Пророка не отмечался среди сподвижников и их современников, то это не означает, что празднование его сейчас - это нововведение. С другой стороны празднование дня его рождения не является установлением шариата.
Однако оно входит в число разрешенных дел (мубахат), при условии, что празднование при этом не будут считать сунной и оно не выйдет за рамки сунны Пророка (мир ему), как это часто происходит во многих торжествах. Смысл празднования, посвященного дню рождения Пророка, заключается в напоминании о жизни Пророка (мир ему).
По этому поводу заместитель председателя Европейского Совета по фатвам и исследованиям Фейсал Маулауи говорит: «С точки зрения шариата, празднования дня рождения Пророка разрешается, хотя оно и не имеет под собой основы, в том смысле, что ни сподвижники, ни табиины (достойные представители наилучших времен Ислама) не отмечали день рождения Пророка.
По прошествии времени, когда большое количество мусульман уже не имело представления о нравах и образе жизни Пророка, который отличался простотой, скромностью, милосердием и состраданием, когда любовь к нему стала угасать, один из мусульманских правителей собрал ученых и потребовал от них составить книгу, посвященную описанию жизни Посланника и его прекрасных нравов. После этого им было устроено грандиозное торжество, посвященное празднованию дня рождения Пророка, что одобрено многими учеными. Эта традиция сохранилась до наших дней.
Но при этом необходимо отметить, что это празднование не является каким-либо видом поклонения, установленным Всевышним Аллахом. Оно представляет собой только лишь одну из разновидностей обычаев и традиций, которые установили люди. А шариат в свою очередь либо разрешает эту традицию, если она не имеет характер запретного (харам), либо запрещает ее, если она включает в себя запретные моменты. Но в данном случае это празднование - напоминание о жизни и нравах Пророка, и именно поэтому в нем, иншаАллах, заключается очевидная для всех награда от Аллаха.
Но следует остерегаться тех еретических утверждений и заблуждений, доходящих до степени неверия (куфр), которые содержатся в некоторых книгах, посвященных мавлидам.
В годовщину Хиждры люди вспоминают об этом великом событии, о том, какие уроки мы можем извлечь отсюда, чтобы сделать понятным и близким для людей образ Пророка: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Сура «Сонмы», аят 21). Полезность ещё и в том, чтобы мы научились жертвовать собой так же, как жертвовали собой сподвижники, как пожертвовал собой Али, когда он лег в постель вместо Пророка (мир ему), как жертвовала собой Асма, которая каждый день взбиралась по тяжелому подъему горы Савр. Это нужно, чтобы мы научились планировать свои дела, так же как Пророк спланировал свою Хиджру, и уповать на Аллаха, как уповал на Него Пророк. Когда Абу Бакр сказал ему: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит вниз себе под ноги, он непременно заметит нас», он ответил ему: «О Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, третий с которыми - Аллах! Не волнуйся, Аллах с нами!»
Мы нуждаемся в подобных уроках. И этот вид празднования есть напоминание людям об этих достойных качествах. Я убежден, что это празднование даст свой положительный результат - сближение мусульман с Исламом, с жизнью Пророка (мир ему и благословение), чтобы они видели в нем Пример для подражания. Что касается тех вещей, которые выходят за рамки этого, то они не являются разрешенными. Действия любого, кто их совершает, мы признаем неправильными.
По материалам книги шейха Юсуфа Аль Карадави "Современные фатвы".