Положение женщины в Исламе
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и устроил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (сура «Румы», аят 21).
«Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (сура «Корова», аят187).
Положение женщины в эпоху язычества
В эпоху джахилии в доисламском обществе женщина подвергалась несправедливости, притеснению и насилию, была лишена всех прав. Мужчины выманивали её деньги и забирали ее имущество. Её считали хламом, и она не имела право на наследство. Ведь на наследство имел право только тот, кто умел садиться верхом на коня, сражался и забирал добычу. Её даже наследовали как предмет после смерти мужа. Если у мужа были сыновья от другого брака, то старший сын имел наибольшее право унаследовать мачеху как имущество. Она не имела права уйти из его дома, пока не откупится деньгами. В случае развода женщина не могла вернуться к мужу. Муж имел право жениться на ком пожелает без ограничений. Женщина не имела права выбирать мужа, а муж не был ничем обязан своей жене, как и не было ничего, что удерживало бы мужа от несправедливого обращения к ней.
До ислама арабы не были рады своим родившимся девочкам; они считали девочку плохим предзнаменованием, злом и большим несчастьем. Если у кого-либо рождалась дочь, то его охватывали печаль и гнев. Они до того ненавидели девочек, что зарывали их живьём. У некоторых арабских племён существовал распространённый обычай закапывать живьём новорождённых девочек, что происходило по разным причинам в зависимости от общественного положения семьи. Они закапывали дочерей, опасаясь позора или из-за её физического недостатка. По этому поводу Аллах Всевышний сказал:
«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает её в землю? Воистину, скверны их решения!» (сура «Пчелы» аяты 58-59).
С приходом Ислама положение женщины в обществе резко изменилось.
Согласно шариату, женщина – живое человеческое существо, имеющее точно такую же душу, как и мужчина. А значит, по своим правам и обязанностям она полностью равна с мужчиной перед Всевышним Аллахом.
Ни один закон, ни одна система в древности или в наше время не гарантировали прав женщины и её достоинство, как их гарантирует ислам. Когда появился ислам произошли большие перемены в душах тех, кто принял его, что, в свою очередь, отразилось на всём человеческом обществе, так как это было самым необычайным и великим событием в жизни человечества. Ислам быстро распространился, будучи универсальным, охватившим все стороны жизни, легко доступным для человеческого ума, близким к человеческой натуре. В исламе нет никакой туманности или неясности, нет никакого противоречия здоровой человеческой натуре. Ислам не только повысил значение женщины, но и он является первой религией, которая сделала это. Это можно легко доказать, показывая, что все предыдущие религии и нации оскорбляли достоинство женщины.
Надо бороться за права женщины лишь в тех обществах, где женщина лишена своих прав, где ей дана возможность делать всё, что ей вздумается без каких либо норм или правил, что привело её к разврату и безнравственности и сделало ее предметом наслаждения и развлечений. Ислам же вернул женщине собственное достоинство и человеческую ценность, гарантировал ей общие и частные права!
Равенство между мужчиной и женщиной
Требовать полного и абсолютного равенства между мужчиной и женщиной – невозможно из-за психологических, умственных и физических различий между ними.
Если установление равенства между людьми одного пола, т.е. между мужчинами или между женщинами невозможно по причине различий и противоречий между ними, то тем более, невозможно установить равенство между людьми разных полов. Аллах Всевышний сказал:
«И всякую вещь Мы создали парами, – быть может, вы образумитесь» (сура «Трапеза», аят 49).
«Когда Аллах Всевышний создал мужчину и женщину, Он сделал их разными, но в тоже время дополняющими друг друга. Если один род делится на два вида, то это сделано для выполнения ими двух разных функций, а если бы функция была одна, то и род был бы одним и не делился бы на виды. Следовательно, это указывает на то, что каждый вид имеет свои собственные особенности, а род объединяет их. Например, ночь и день – два вида времени, но у каждого из них своя функция: ночью люди отдыхают от тягот трудов, а днём трудятся, добывая средства к жизни. Мужчина и женщина два вида одного рода – рода человеческого. Они, как люди, выполняют общие функции, но есть определённые функции, возложенные только на мужчину, другие – только на женщину. Так мы можем сказать, что они два вида одного рода, объединяющего их, но они, как два разных вида выполняют разные функции» (Аш-Шейх М.М. аш-Шаарави, Судьба и предопределение, стр. 130-132).
Общие права женщины в Исламе
На мусульманку, достигшую зрелости и находящуюся в здравом уме, возложены те же религиозные обязанности, которые возложены на мусульманина: совершение молитвы, выплата закята, пост в рамадан и совершение хаджа. Однако шариат облегчил женщине некоторые нормы: она освобождена от молитвы и поста во время менструаций и послеродовых кровотечений из-за её физического и психологического состояния в эти промежутки времени. Что касается поста в рамадан, то она должна возместить пост, постясь такое же количество дней после прекращения менструации и послеродового кровотечения.
Женщина и мужчина получают одинаковую награду (за благодеяния) и одинаковое наказание (за грехи) в этой и в будущей жизни. Аллах Всевышний сказал:
«Кто совершает добрые дела - будь они мужчины или женщины- , будучи верующим, того Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим (в будущей жизни) за лучшее из того, что они совершали» (сура «Пчелы», аят 97).
Женщина и мужчина одинаковы по гуманности и человечности. Женщина не является источником греха или зла. Она не была причиной низвержения Адама из рая, как утверждают религиозные деятели предыдущих религий. Аллах Всевышний сказал:
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души, сотворил из неё пару ей и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и чтите родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура «Женщины», аят 1).
В этом аяте Аллах Всевышний показывает, что Он сотворил мужчину и женщину из одного источника, без превосходства одного над другим, они одинаково правоспособны. Таким образом, ислам ликвидировал господствующие до него несправедливые порядки по отношению к женщине, особенно когда её считали ниже мужчины, и, следовательно, ее лишили многих её человеческих прав. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщина – вторая половина души мужчины» ( Сунан абу Дауд, ч. 1, стр. 61, № 236).
Женщина, как и мужчина, имеет право на защиту своей чести и уважение собственного достоинства. Согласно шариату, должен подвергнуться наказанию тот, кто возводит клевету на женщину или злословит о её чести. Аллах Всевышний сказал:
«Тех, которые обвинят целомудренных женщин (в прелюбодеянии) и не представят четырех свидетелей, высеките восемьдесятью ударами плети и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами» (сура «Свет», аят 4).
Женщина, как и мужчина, имеет право на наследство. Аллах Всевышний сказал: «Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много – уделом предписанным» (сура «Женщины», аят 7).
Ислам дал женщине право на наследство, в то время, как в доисламский период, женщина была лишена такого права, более того, её саму наследовали, как вещь. Аллах Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали» (сура «Женщины», аят 19).
Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «В доисламский период мы не считались с женщинами, пока Аллах не определил для них в Коране их права и их удел» (Сахих Муслим, ч. 2, стр. 1108, № 1479).
Женщина, как и мужчина, правоспособна и имеет право свободно распоряжаться своим имуществом: приобретать собственность, продавать или покупать без какого-либо опекуна, если это не противоречит нормам шариата. Аллах Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Тратьте (во имя аллаха) наилучшие из приобретённых вами благ» (сура «Корова», аят 267);
«Воистину, … подающим милостыню мужчинам и подающим милостыню женщинам, постящимся мужчинам и постящимся женщинам, хранящим целомудрие мужчинам и хранящим целомудрие женщинам и часто поминающим Аллаха мужчинам и женщинам, Аллах уготовил прощение и великую награду» (сура «Сонмы», аят 35).
Ислам считает уважение к женщине знаком здоровой, благородной личности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих , кто отличается наилучшим нравом и лучшими из вас являются те , кто лучше всех относится к своим женам» (Сахих ибн Хаббан, ч. 9, стр. 483, № 4176).
Женщина, как и мужчина, должна учиться, приобретать знания. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приобретение знаний – долг каждого мусульманина» (Сунан ибн Маджа, ч. 1, стр. 81, № 224).
Учёные сходятся на том, что слово «мусульманин» означает и мужчину и женщину.
Женщина и мужчина имеют одинаковое право на хорошее воспитание. Ислам считает воспитание девочек и их обеспечение благим делом, награда за которое - вхождение в рай. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто содержал трёх девочек, хорошо воспитал их, выдал замуж и хорошо относился к ним, тот войдёт в рай» (Сунан аби Дауд, ч. 4, стр. 338, № 5147).
Женщина, как и мужчина, должна нести ответственность за исправление общества, побуждая к добру и удерживая от зла. Аллах Всевышний сказал:
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают салат, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 71).
Женщина, подобно мужчине, имеет право дать убежище нуждающемуся в защите. Аллах Всевышний сказал:
«Если же кто-нибудь из многобожников попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем отведи его в безопасное место» (сура «Покаяние», аят 6).
Указывая на достоинство женщины в исламе, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, женщина даёт убежище нуждающимся в защите » (Сунан ат-Тирмизий, ч. 4, стр. 141, № 1579).
Права дочери в Исламе
Аллах Всевышний предписал родителям защитить и сохранить жизнь своих детей – мальчиков и девочек – и рассматривал их убийство как ужаснейшее преступление. Аллах Всевышний сказал:
«Не убивайте детей ваших, Мы даруем удел вам и вашим детям» (сура «Скот», аят 151).
Аллах Всевышний считает расходование на детей обязательным долгом отца и гарантированным правом детей, когда они еще в чревах матерей. Всевышний сказал:
«А если они беременны, то расходуйте на них, пока они не разрешаться от бремени» (сура «Развод», аят 6).
Ислам обязал родителей заботиться о своих дочерях, давая им физическое, умственное и духовное воспитание, придерживаясь учений ислама. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно человеку греха губить того, кого он содержит» (Сахих ибн Хаббан, ч. 10, стр. 51, № 4240).
И сказал: «Каждый из вас – попечитель и отвечает за того, о ком печется, правитель – попечитель и отвечает за своих подданных, мужчина – попечитель в своем доме и отвечает за свою семью и женщина – попечитель в доме своего мужа и отвечает за того, о ком печется и слуга-попечитель об имуществе своего хозяина и отвечает за него» (Сахих аль-Бухари, ч. 1, стр. 304, № 853).
Родители обязаны выбрать хорошие имена для своих детей. Если между супругами возникают разногласия и они разведутся друг с другом, то мать, в первую очередь, имеет право на воспитание детей. Ислам дал ей это право благодаря её сочувствию и состраданию.
На это указывает следующий хадис, переданный Амру ибн Шуайбом: «Одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Моего сына этого я носила в моей чреве, кормила его своей грудью, сажала его к себе на колени. Его отец развелся со мной и хотел его отнять у меня». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты больше имеешь право на сына, пока не выйдешь замуж» (Сунан аби Дауд, ч. 2, стр. 283, № 2276).
Ислам высоко оценивает знания и придает им большое значение. Аллах Всевышний сказал:
«Аллах возвысит степенью тех из вас, которые уверовали и тех, кому дано знание» (сура «Препирательство», аят 11).
Ислам обязал каждого мусульманина приобретать знания. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стремление к знаниям – долг каждого мусульманина» (Сунан ибн Маджа, ч. 1, стр. 81, № 224).
Под словом "мусульманин" понимаются и мужчина и женщина. За обучение девочек дается двойная награда: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый мужчина, имеющий рабыню, если он помогал ей приобретать знание, воспитывал её наилучшим образом, а потом освободил её и женился на ней, то он за это получит двойную награду» (Сахих аль-Бухари, ч. 5, стр. 1955, № 4795).
Шариат предписал равенство и справедливость между детьми. Они – девочки и мальчики – имеют одинаковое право на хорошее обращение и отцовскую нежность и сострадание. Ведь Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, Аллах приказывает вершить справедливость, и благочестивые деяния, и щедрость по отношению к родственникам, и он запрещает скверные грехи, и непристойность и беззаконие. Так Он наставляет вас, чтобы вы вразумились» (сура «Пчелы», аят 90).
Если бы справедливость и равенство не были предписаны священным Кораном и священной сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то мусульмане предпочитали бы женщину мужчине. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Придерживайтесь справедливости и равенства, давая своим детям дары. Если бы я предпочитал кого-либо, то предпочитал бы женщин» (Сунан аль-Байхаки аль Кубра, ч. 6, стр. 177, № 11780).
Право женщины на выбор мужа
Ислам уважает мнение женщины относительно выбора мужа. Её согласие обязательно для действительности брака. Если кто-либо хочет жениться на ней, она имеет право сама решить согласиться или отказаться. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует выдавать замуж женщину, не посоветовавшись с ней, а девственницу без её согласия». Его спросили: «О Посланник Аллаха! А как же мы узнаем о её согласии?». Пророк ответил: «По её молчанию» (Сахих аль-Бухари, ч.5, стр. 1974, № 4843).
Ни отец, ни опекун не имеет право принудить девушку выйти замуж против её воли. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «К Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла одна женщина и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой отец заставил меня выйти замуж за сына своего брата». Посланник Аллаха предоставил ей выбор (согласиться с этим браком или отказаться от него). И она сказала: «Я согласна с этим браком, но я хотела, чтобы женщины знали, что отец не имеет права решать за дочь: за кого ей выйти замуж». (Муснад аль-Имам Ахмед, ч. 6, стр. 136, № 25087).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал заботиться о девочках и считал обязательным долгом хорошее обращение к ним и удовлетворение их нужд. Он сказал: «Тот, у кого три дочери или три сестры, две дочери или две сестры, и хорошо обращается с ними и придерживается богобоязненности по отношению к ним, войдет в рай» (Сахих ибн Хаббан, ч. 2, стр. 189, № 446).
Ислам считает вход в рай воздаянием за заботу о дочерях и хорошее обращение к ним, чтобы побудить родителей больше заботиться о них, желая от Аллаха награды. Аиша – мать верующих , да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ко мне пришла одна неимущая женщина, она носила двух девочек, я отдала ей три финика. Она дала каждой девочке один финик, а третий подняла ко рту. Девочки попросили у неё этот финик. Она дала каждой половину финика, который она хотела съесть. Меня удивила то, что она сделала и я рассказала Посланнику Аллаха об этом. Он сказал: «Этим фиником Аллах обязательно введет её в рай и избавит от ада» (Сахих Муслим, ч.4, стр. 2027, № 2630).
Шариат приказал придерживаться равенства и справедливости не только в проявлении чувств к детям девочкам и мальчикам, но и в материальном отношении.«Бойтесь Аллаха и придерживайтесь справедливости по отношению к своим детям» (Сахих Муслим, ч. 3, стр. 1242, № 1623).
Статья подготовлена при использовании электронных ресурсов, Священного Корана и хадисов Пророка Мухаммада (мир ему)