Печать

«Для интеграции и адаптации мигрантов в России необходимо использовать механизмы религиозных организаций», - Г.Фаткуллин

Автор: IslamSib.RU Дата: .

Выступление председателя Единого духовного управления мусульман Красноярского края Гаяза-хазрата Фаткуллина на круглом столе на тему «Формы участия национально-культурных, общественных и религиозных объединений Красноярского края в решении вопросов адаптации и интеграции иностранных граждан в принимающее сообщество», который прошел 24 апреля в Красноярске.

Начиная с середины 1990-х гг. в целом ряде российских регионов нарастают проблемы, связанные с ростом миграционного потока из стран ближнего зарубежья, бывших республик СССР.Эти люди отличаются от местного населения в этнокультурном смысле и порой воспринимаются и рядовыми россиянами, и властями как многочисленный и в то же время незнакомый, культурно чуждый им и потому небезопасный элемент социума, с трудом идущий на контакт с принимающим обществом.

По данным статистики, за 8 месяцев 2012 г. прирост числа мигрантов из стран СНГ в Красноярский край составил 3,2 тыс. человек. Основные доли миграционного прироста распределились по странам следующим образом: 25,4% пришлось на Таджикистан, 18,9% — на Азербайджан, 18,7% — на Кыргызстан, 9,7% — на Армению и 7,6% — на Узбекистан.

В Москве был проведен опрос, в ходе которого cсоциологи выяснили отношение горожан к соседям, их представления о понятиях «свой-чужой», проанализировав данные международного исследования «World values survey» для Москвы. В результате выделились три главные группы «чужаков». На третьем месте - люди, не соответствующие общепринятым нормам поведения: гомосексуалисты, больные СПИДом, пары, сожительствующие вне брака. Такие соседи наиболее неприятны для 16% из 800 опрошенных москвичей. "Серебро" получили алкоголики и наркоманы. Их общества опасаются 17% горожан. И наконец, на первом месте "этнокультурные чужие" - представители других религиозных конфессий, иностранцы, гастарбайтеры. Для 25% жителей мегаполиса это самые нежелательные соседи. Все это можно отнести практически к любому региону России, в том числе и к Сибири, в частности к Красноярскому краю.

Председатель Совета муфтиев России Равиль-хазрат Гайнутдин, по этому поводу сказал, что россияне не смогут сегодня справиться со своими проблемами одни, без мигрантов; при этом для более успешной адаптации и интеграции приезжих в российское общество необходимо поднимать культуру поведения, в том числе, самой принимающей стороны.

«У нас сегодня принимающая сторона не выражает стремления принять мигрантов, причем не только мусульман. У нас все усилия по интеграции мигрантов пытаются ориентировать исключительно на самих мигрантов — учим их русскому языку, пытаемся научить культуре, хотя сами не можем определить, что является культурой принимающего сообщества», — сказал Равиль-хазрат Гайнутдин на слушаниях в Общественной палате РФ.

Одним из главных элементов системы ценностей практически любого человека является его деятельность на благо своей общины, в которой он может рассчитывать на уважение и безусловную поддержку, что воспринимается как элемент собственного процветания. Важно, что мигранты на новом месте жительства образуют подобие таких общин, которые являются как бы «дочерними» по отношению к существующим на родине. Эти новые общины весьма замкнуты и слабо проницаемы, закрыты для посторонних, что во многом лишает их членов и возможности, и стремления к интеграции в принимающую страну.

Мигранты испытывают постоянную угрозу, исходящую от правоохранительных органов, от сотрудников полиции, которые время от времени совершают рейды в места возможной работы нелегалов, грозят им арестом и выдворением из страны, вымогают деньги. Они находятся в большой зависимости от работодателя, который обычно предоставляет им временное жильё и помогает скрываться от полиции.

Такие мигранты ограничиваются только походами в магазин за продуктами и не стремятся остаться в России, так как основной их задачей является заработок денег и возвращение на родину. Нахождение здесь для них является временным, благодаря этому своему убеждению они готовы терпеть такие лишения, что нам и не снились: жить в трущобах, по нескольку дней ничего не есть, терпеть унижения от работодателя, фактически мы возвращаемся к рабовладельческому строю. Мигрантов используют только как рабочую силу или способ заработка для недобросовестных работодателей и служб, но никто не хочет учитывать их потребностей как людей.

В г. Канск Красноярского края работники служб, пользуясь безграмотностью мигрантов, заставляют их при подаче декларации о доходах часть денег перечислять в пенсионный фонд, но это неправомерно, так как они не являются российскими гражданами.   

Как следует из книги "Миграция и денежные переводы: справочник за 2011 год", выпущенной 8 ноября Всемирным банком, в 2009 г. мигранты отправили из России $18,5 миллиарда. По этому показателю наша страна занимает четвертое место, уступая только США, Саудовской Аравии и Швейцарии ($48,3 млрд, $26 млрд и $19,6 млрд соответственно).

По мнению опрошенных "НГ" экспертов, данные Всемирного Банка о переводах из России свидетельствуют о том, что глава ФМС занижает количество проживающих в РФ мигрантов. Специалисты также считают, что переводы денег из России в страны СНГ оказывают положительное влияние на российскую экономику - часть их тратится на приобретение импортируемых из РФ товаров.

migrants-adaptОт стремления закрепиться в России, перевезти свою семью или образовать здесь новую ячейку общества, многих мигрантов удерживает отношение к ним местных жителей, постоянные напоминание о том, что они здесь «чужие», а также угрозы и агрессия со стороны националистически настроенных людей, число которых немало в России.

Ровно два года назад, 25 апреля 2011 года,  в поселке Учхоз (ныне Борск) Красноярского края произошло страшное событие. Группа из 23 человек, в большинстве своем молодые люди только что демобилизованные, узнав, что в соседней деревне в местном совхозе работают 8 гастарбайтеров-таджиков приехали в поселок с травматическим оружием, палками и избили их. В результате, всем мигрантам были нанесены травмы различной степени тяжести, а один погиб. Местное УВД даже не пожелало завести уголовное дело. Только через год, благодаря усилиям одного из соотечественников, дело было рассмотрено в суде, который приговорил зачинщика и исполнителя к 8 годам лишения свободы.

Все это мы можем наблюдать не только в жизни, но и в социальных сетях, где  есть группы, которые созданы специально для  оскорбления иноверцев, зачастую не только приезжих.

Примером может послужить случай исключения девушки-дагестанки из медуниверситета Красноярска по причине ношения платка, что вызвало бурю обсуждений среди местных жителей и аргументом “за” исключение ее из учебного заведения стало: «нечего к нам со своим уставом лезть», «езжай к себе на Родину, а у нас в России в платке тебе делать нечего». Здесь мы видим безграмотность основного населения и какую-то порой безосновательную ненависть. Однако, по сведениям опроса многие из тех россиян, которые ненавидят приезжих, в частности мусульман, не имеют никаких контактов с ними, а свой негативный образ они получили во многом из СМИ.

Недавно ко мне пришли люди, проживающие в том же Канске, они жаловались на то, что в местном ЗАГСе им отказали в регистрации брака русской девушки с таджиком. Никаких оснований для отказа не было, а девушку в личной беседе пытались пристыдить тем, что она могла бы выйти замуж за русского, а не за «этого чурку».  

На это сотрудникам ЗАГСа хочется сказать: даже если оставить момент оскорбления по национальному признаку, пожалейте своих соотечественниц! Ведь по данным переписи 2010 года в Красноярском крае мужчин больше, чем женщин. Правда, только за счет приезжих из ближнего зарубежья. И если рассматривать гендерный состав русских, то здесь край не отстает от федеральной статистики -русских женщин в крае на 200 тыс. больше, чем мужчин. Получается, 200 тысяч женщин должны остаться одинокими и никогда не узнать радости материнства и полноценной семьи.

В общем, как ни крути, а без мигрантов нам нельзя. Поэтому каждый из нас должен научиться вести правильный диалог, дать приезжим возможность легализироваться и интегрироваться в наше общество.

Сейчас в России существует целый ряд самых различных общественных организаций, которые в той или иной мере призваны помогать мигрантам адаптироваться в бытовом и правовом сферах, правильно подготовить и оформить документы, решать различные правовые вопросы, подыскать легальную работу и даже жилье, а также поддерживать свою этнокультурную идентичность. Однако усилия большинства этих организаций в помощи именно нелегальным мигрантам часто не достигают своей цели.

Самой запущенной частью политики остается работа с трудовыми мигрантами не как с рабочей силой, а как с людьми, обладающими человеческим достоинством. В этой сфере крайне важно частно-государственное партнерство, особенно по таким темам как: обустройство мигрантов (общежития, временное жилье, стройгородки) и защита их прав (консультационные центры, правовые социальные сети).

Существующие в российских городах организации диаспор объединяют, как правило, только часть их элиты - интеллигенцию, людей, у которых есть потребность возвратиться к культуре своих предков. Их организаторы и основное ядро – обычно образованные и благополучные люди, относительно давно живущие в России, имеющие российское гражданство и испытывающие ностальгические чувства по отношению к своей родине. Иногда руководители таких обществ пытаются помогать обратившимся к ним недавним переселенцам, оказывая, например, юридические услуги по обретению гражданства, помогают устраиваться на работу через базу вакансий. Однако такие инициативы носят скорее точечный характер и не охватывают сколь-нибудь широкого круга нуждающихся в помощи трудовых мигрантов.

Практически в каждом регионе есть правозащитные организации, оказывающие правовую и социальную помощь, в том числе нелегальным мигрантам. Однако подавляющее большинство трудовых мигрантов не имеет представления о существовании подобных организаций. Даже самые «продвинутые» из них скептически относятся к возможности получить от них какую-либо правовую или иную помощь.

Многие мигранты, с детства обученные и приученные к регулярному посещению мечети, при первой же возможности идут к нам. Наверное, осознавая это, многие организации обращаются за поддержкой, и сотрудничестом в религиозные организации.

Духовное управление мусульман Красноярского края активно сотрудничает с такими организациями как Министерство образования, министерство внутренних дел РФ, ГУФСИН по Красноярскому краю, Министерством здравоохранения, конечно же с ФМС по Красноярскому краю.

Уверен, что в настоящее время необоснованно недостаточно полно используются механизмы религиозных организаций для адаптации и интеграции мигрантов. Сайты, газеты, информационные площадки, доски объявлений при мечетях могут быть использованы для размещения различной информации, способстующей более качественному распространению и восприятию информации, которая может быть разноплановой.

 

Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края,
муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин

Психологическая помощь для мусульман

Стоматология Smile-Luxe