«Татары, как национальность, и ислам, как религия, - едины»
Интервью с заместителем председателя Региональной татарской национально-культурной автономии Красноярского края «Яр», генеральным директором ООО ПКП «Стройбыт» Зиннуром Каримовичем Мансуровым.
По итогам переписи населения в Красноярском крае проживает около 45 тысяч татар. Среди представителей второй по численности в регионе нации множество общественных и политических деятелей, ученых, докторов, бизнесменов и т.д.
Один из ярких представителей татарской интеллигенции Красноярского края – генеральный директор ООО ПКП «Стройбыт», заместитель председателя Региональной татарской национально-культурной автономии Красноярского края «Яр» Зиннур КаримовичМансуров рассказывает о семье и о работе, об успехах и планах на будущее в интервью газете «PROИслам».
- Зиннур Каримович, расскажите немного о себе. Откуда Вы родом?
- Вообще практически все татары в Сибирь пришли из Поволжья. Еще когда Чингисхан осваивал просторы Российского государства, он направлялся с востока в сторону запада, прошел Сибирь, Урал и дошел до Москвы. Затем, после Столыпинской реформы, начался обратный процесс, люди, в том числе татары, стали уходить из Поволжья в поисках лучшей жизни, стартовал процесс освоения Сибири. Начало ХХ в., примерно 1902-1908 гг., ознаменовано массовым освоением Сибири татарами.
Насколько мне удалось восстановить летопись своего рода, в 1889 г. мой прапрадед, живший на берегах Волги, отправился на поиски лучшей доли, поскольку жизнь тогда была очень тяжелой. Так в конце XIX в. в Тамбовской области было основано село Ингуразово, где мой предок и обосновался.
В 1927 г. мой дед переехал в Красноярск, вслед за ним стали подтягиваться и другие родственники. Я родился в 1957 г., как и мой младший брат, уже в Красноярске.
- Какое образование Вы получили?
- Я окончил Красноярский инженерно-строительный институт в 1983 году по специальности инженер-строитель.
- Уже тогда Вы знали, что будете заниматься строительством, и целенаправленно шли к своей цели?
- Да. По окончании школы полтора года я отработал на стройке, получал навыки в бригаде каменщиков. Затем вступил в ряды Советской армии и служил во внутренних войсках на полуострове Мангышлак Республики Казахстан. После армии я поступил на рабочий факультет Политехнического института, который вскоре преобразовался в Красноярский инженерно-строительный университет, таким образомя попал в первый выпуск уже новообразованного университета.
- Как Вы образовали свое предприятие - «Стройбыт»?
- Оно образовалось вполне естественным путем. По окончании института я стал работать на стройке мастером, дослужился до старшего прораба, а в 90-х гг. перестройки всех закидало, мне пришлось много лет проработать обычным рабочим, затем бригадиром.
Сначала это были разрозненные бригады, разные объекты строительства, над которыми нужно было работать. Постепенно мы пришли к тому, что необходима некая учредительная форма, единая организация, что вылилось в 1998 г. в образованиеПКП «Стройбыт».
Постепенно мы достигали поставленные цели. В прошлом году наша организация отметила свой 15-летний юбилей, и можно с уверенностью сказать, что мы достигли в своем деле определенных успехов. На данный момент «Стройбыт» - это коллектив из 80 штатных сотрудников, не считая наемных рабочих по контракту.
- В вашем коллективе есть мусульмане?
- Да, примерно 35% от всего коллектива составляют татары. Естественно, это друзья, знакомые и родственники.
- И Вы не против наличия родственных связей на работе?
- Я не только не против, наоборот, за. В одном из выпусков газеты «Татарский мир» было опубликовано интервью с начальником московского метростроя, татарином по национальности. Ему задали вопрос: «По какому принципу вы принимаете людей на работу?», он ответил: «Я, конечно, принимаю людей по профессиональному признаку, но если на чаше весов будет одинаково, предпочтение я отдам земляку». По такому же принципу я отдаю предпочтение татарам. Мы живем в многонациональном государстве и не делимся по национальному или конфессиональному признаку, мое личное отношение к людям не зависит от национальности, самое главное – это профессиональные навыки сотрудника, но я стараюсь поддержать земляков, родственников и друзей в первую очередь.
- Предоставляете ли Вы своим сотрудникам-мусульманам возможность выполнять религиозные обязанности, такие как чтение намаза, посещение джума и т.д.?
- При желании любой из моих сотрудников может выполнять свои религиозные обязанности, тем более, что это не требует никаких финансовых затрат. Я не возражаю, наоборот, приветствую это, так как человек, который совершает молитвы, соблюдает обряды Ислама, приверженец религии - сам по себе человек порядочный и честный, который не может совершить противоправных поступков или воровства.
- Вы считаете себя справедливым руководителем?
- Да, я считаю себя справедливым. Я могу быть жестким, могу и наказать, без этого не получится, но я всегда говорю своим сотрудникам: наказание – это не сама цель, я наказываю вас не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы вы хорошо работали. Любое предприятие работает для получения прибыли, а значит во благо самих сотрудников. Мне не нравится, когда говорят «я работаю на дядю», на меня, например, никто не работает, в моем коллективе каждый работает на себя. Мы работаем в команде и зарабатываем деньги совместно, каждый при этом выполняет свою работу, будь он сварщик, снабженец, водитель или директор, у каждого свои обязанности, в целомже это успех всего предприятия – строим мы дом или поставляем строительные материалы.
- Какими проектами в настоящее время Вы занимаетесь?
- Основная наша деятельность – это строительство, производство и реализация строительных материалов.
Мы производим строительные материалы, у предприятия в собственности бетонный завод, завод изделий из бетона, у нас серьезное сварочное и столярное производство, транспортный цех, который обслуживает все, и строительный участок, на котором строим дома, ремонтируем и выполняем различные строительные работы.
Дальнейшие планы – каждое из этих направлений развивать. В настоящее время мы застраиваем поселок Первоцвет в пригороде, наша задача – расширять его, строить красиво, так как сегодня коттеджных поселков много и все они больше похожи на дачные массивы, наша задача выстроить показательный поселок с домами усадебного типа, чтобы было красиво и удобно его жителям.
Кроме того, мы участвуем в тендерах и аукционах, хотим участвовать в строительстве объектов зимней универсиады 2019-го года, скоро в городе развернется подготовка, и мы с удовольствием поучаствуем в этом.
- Какие жизненные принципы для Вас основополагающие?
- Мой главный принцип - жить и трудиться честно, зарабатывая на достойную жизнь, чтобы не было стыдно посмотреть в глаза любому человеку. Важно достичь всего трудом, общественным в том числе, достичь уваженияк себе твоей семьи, сотрудников и окружающих.
- У Вас большая семья?
- У меня двое сыновей – Муса и Нурали, им 23 и 25 лет соответственно. Жену мою зовут Зельфира. Мы дали своим сыновьям такие красивые исламские имена, которые требуют от них и красивого жизненного сопровождения.
- А что, по-Вашему, главное в воспитании детей?
- Я всегда учил их своему основополагающему жизненному принципу – честно жить и трудиться, всего добиваться только своим трудом, не ждать подарков от жизни, учил, что нельзя даже с земли поднимать чужую вещь, так как всего они должны добиться своими знаниями и трудом. Для этого нужно учиться и впитывать знания, учиться и еще раз учиться – пусть это звучит по-ленински, но это хороший завет.
- А чем занимаются ваши дети?
- Старший сын работает, младший недавно получил диплом о высшем образовании. Оба моих сына работают со мной, это, можно сказать, семейный бизнес. И я бы хотел, чтобы они осваивали данную отрасль, помогали мне, перенимали, управляли, а для того, чтобы управлять людьми, нужен авторитет, а авторитет нужно заработать своим трудом.
- Вы прививаете своим детям религиозные и национальные ценности?
- Насколько это возможно, да. Мусульманин – это высокое имя и ему надо соответствовать, про себя я не могу сказать, что полностью соответствую, но стремлюсь к этому. Стараюсь посещать джума-намазы, слушать проповеди, ругаю себя, если пропускаю. Мы с нашим муфтием Гаязом-хазратомФаткуллиным часто разговариваем на религиозные темы. Иногда люди испытывают неловкость перед посещением мечети, присутствует комплекс, что их кто-то осудит за неправильный образ жизни или наоборот, многие не приходят в мечеть не потому, что не хотят, а именно из-за своих собственных комплексов. На сегодняшний день я могу сказать, что я это в себе переборол.
- Пережитки советских времен?
- Возможно, но я об этих временах только хорошее могу сказать, я вообще приверженец советских времен.
- Ваша жена по национальности татарка. Это был принципиальный подход к поиску супруги или простое стечение обстоятельств?
- Я, конечно, держал в голове, что мне нужна татарка, но и судьба здесь мне улыбнулась. Люди старшего поколения в моей семье – родители и дед, внушали мне, что жениться нужно на представительнице своей национальности. Конечно, это не принципиально, любовь не выбирает национальность, влюбиться можно совершенно случайно, татарка она будет по национальности, еврейка, немка или русская. Но если задуматься над этим вопросом, ведь жизнь складывается не из одного дня, не из месяца и даже не из года, век живем вместе и подумать соответственно надо. У каждой национальности есть свои традиции и эти традиции соблюдать легче, если оба супруга одной национальности. Многое еще зависит не от нации, но от внутренней культуры человека, воспитанный человек всегда будет проявлять уважение, не зависимо ни от чего.
- А как вы познакомились со своей супругой?
- Моя жена корнями из Казани, сама же она родилась и жила в Красноярске. А познакомились мы на свадьбе двоюродного брата, это была чисто татарская свадьба.
- Сыновьям своим Вы тоже советуете жениться на представительницах своей национальности?
- Я не давлю на них, но, конечно, советую им на эту тему задуматься.
- Вы также являетесь заместителем председателя Региональной татарской национально-культурной автономии Красноярского края «Яр». Какую работу Вы выполняете в рамках этой общественной деятельности?
- Да, это моя общественная нагрузка и я ее с удовольствием исполняю, мне это приятно. Не могу назвать какой-то конкретной обязанности, есть два основных направления: это проведение Сабантуя и поддержка татарского народного ансамбля песни и танца «Йолдыз».
Несмотря на то, что Сабантуй проходит раз в год летом, на протяжении всего года ведется большая подготовительная работа. Это то мероприятие, вокруг которого все сосредоточено и которое является показательным.
Кроме того, автономия участвует в городских мероприятиях, проводит концерты, встречи делегаций, другими словами мы активно участвуем в общественной жизни Красноярского края и культурной жизни Республики Татарстан.
- Давно Вы этим занимаетесь?
- Около десяти лет. Изначально было национальное татарское движение, и я в это влился. Родная культура, традиции и обряды мне не безразличны, я горжусь, что я татарин. В детстве я даже пару раз дрался, защищая свою национальность. Сейчас я совершенно уверен, что мне повезло родиться в этой культуре. И люди, которые нас окружают, сегодня относятся к татарам хорошо. Я думаю, что татары своим образом жизни и трудом заслужили уважение. И Республика Татарстан в этом смысле, как передовая республика, помогает каждому из нас поддерживать некий статус, ведь именно Татарстан сегодня по многим вопросам впереди – в спорте, культуре и труде.
- Какие планы на дальнейшую деятельность у татарской национально-культурной автономии края сегодня?
- Как и всегда, нам бы хотелось, чтобы татарская национальная автономия развивалась, зарабатывала уважение со стороны представителей других национальностей, со стороны администрации города. Всего этого можно достичь лишь активным участием в общественной жизни города.
Основная работа, конечно, та, что приносит доход, но общественная нагрузка несет в себе моральное удовлетворение. Целью автономии является сохранение народа как нации, сохранение родного языка, традиций – это самое главное сегодня и всегда.
- Как Вы считаете, можно ли отделить национальность от религии?Существуют ли татары без ислама?
- На протяжении многих веков татары, как национальность, и ислам, как религия, - едины, разделять их никак нельзя.
- Своих детей Вы тоже приобщили к деятельности в национальной автономии?
- Да, конечно, мои дети в первую очередь должны и участвуют в деятельности татарской автономии. Они помогают проводить Сабантуй, День города и другие мероприятия. Вся семья принимает активное участие: мы возим, рисуем, готовим, финансируем и т.д.
- Какие планы на будущее связаны с национальной татарской автономией?
- На мой взгляд, национальная татарская автономия г. Красноярска могла бы работать более активно, а для этого необходимо, в том числе, и увеличение числа его активных членов. Сегодня в костяк организации входит примерно двадцать человек, этого не достаточно. В планах автономии объединение большего числа людей, выход на российский уровень и придание ей тем самым более весомого статуса.
- Как вы считаете, почему национальные татарские автономии не только в Красноярске, но и во многих других городах не достаточно активно заявляют о себе? Все дело в менталитете татар или в недостаточном внимании со стороны государства, в отсутствии финансирования?
- Менталитет тут я бы не стал вписывать, так как татары по своей сути народ трудолюбивый и активный. Проблема, на мой взгляд, вдругом - во всем и везде нужен лидер, который бы объединял вокруг себя людей, нужна личность, от которой многое зависит. Такие лидеры, безусловно, есть среди нас и их немало, но они больше скрытые, часто по причине занятости на основной работе.
- А как вам удается совмещать свой бизнес и общественную деятельность?
- Я жертвую своим личным временем и делаю это с удовольствием. Мне по роду деятельности это, возможно, легче, чем многим.
Сейчас, слава Всевышнему, у меня появилась возможность выделить помещение для нужд национальной автономии, это весь второй этаж нового здания на территории строительной базы, отделка которого будет выполнена с использованием татарских национальных орнаментов и атрибутики, на стенах расположатся фотографии с прошедших мероприятий. Тут в комфортных условиях будут проходить рабочие собрания членов автономии, национальные чаепития, встреча гостей, а также ансамбль сможет проводить свои репетиции.
Наша автономия долго ждала от города отдельного здания, и мы имеем на это право, так как татары – полноценные граждане России, жители города, мы платим налоги и вносим вклад в развитие города, участвуем в его жизни. Но на сегодняшний день этот вопрос с городскими властями так и не решен.
- Расскажите о Ваших хобби.
- Как и многим мужчинам мне нравится рыбалка, жаль, что редко получается выбраться, но я получаю огромное удовольствие от нее. После работы я стараюсь посвящать время спорту, в том числе и с нашими сотрудниками мы собираемся для игры в футбол иливолейбол.
- Вы любите путешествовать?
- Я люблю путешествовать, но я не сторонник ехать отдыхать за границу. Единственный раз я был в рабочей командировке в Китае и недавно волею судьбы побывал в Тайланде. Я с большим удовольствием объеду родной Красноярский край, сплавлюсь по реке Мане, поеду на север Красноярского края, так как наши сибирские достопримечательности ни с чем не сравнятся.
- Зиннур Каримович, спасибо за интересную беседу. Желаю Вам успехов и помощи Всевышнего во всех Ваших начинаниях.
Беседовала Эльвира Арифулина
Источник: газета «PRO Ислам», №44