Минареты «аристократического» аула Сибири
Деревню Конченбург с двумя минаретами мечетей в Тюменской области в шутку называют «аристократическим» аулом из-за созвучия с названиями городов Петербург, Страсбург, Гамбург, Люксембург, Йоханесбург. («Бург» в переводе с немецкого «крепость»).
Неместные водители, видя указатели на дорогах Нижнетавдинского района «Конченбург», «Киндер», думают, что в этих краях в прошлом жили немцы, переселившиеся в Россию в петровскую эпоху. Однако если что и связывает Нижнетавдинский район с Германией, так это только наличие ветеранов второй мировой войны и расположение улиц в деревне Ивашкино, основанном переселенцами из Татарии в период столыпинских реформ. Рассказывают, что один из местных жителей в войну был в немецком плену в Германии, вернувшись, он убедил земляков перестроить Ивашкино в соответствии с немецкой градостроительной традицией, и с тех пор дома с приусадебными участками расположены квадратиками, не растянуты в длину вдоль реки как в других татарских деревнях Тюменской области.
Один из знакомых рассказывал мне о молодом предпринимателе из Тюмени по имени Ильнур, который поехал в Конченбург одетый с иголочки, в лакированных туфлях, полагая, что едет в такой же город как Екатеринбург. Выйдя из автобуса посередине деревни, он стал расспрашивать местных, на самом ли деле приехал в Конченбург.
- В Канцабыр ты приехал правильно, - отвечали ему.
В Конченбург татарский аул Канцабыр превратился еще в царское время. Упоминание о населенном пункте имеется в старинных сибирских свитках «сачара» на арабской графике. В переводе на русский язык оно звучит следующим образом: «В селении Кан-Чубари (погиб) шейх Абдуль-Менаф». Астана (некрополь) этого человека до сих пор является объектом почитания конченбуржцев. Местные жители считают, что аул назван в честь большого сражения и происходит от «хан» (или «кан» - кровь) и «цабыр» (рубить). В архивных данных упоминаются, что в начале 20 века Конченбургские юрты управлялись казаками-инородцами. Соседнее село Киндер – от татарского «киндерле» (т.е. конопляное место).
Мечети Конченбурга, старая и новая, расположены на открытой площади в центре, где сходятся улицы аула. Рядом с ветхим строением старой мечети – общий мемориал солдатам второй мировой войны и красноармейцам первых лет советской власти. Надпись гласит, что «в 1921 году на этом месте в братской могиле похоронены 18 красноармейцев, павших в бою за освобождение от мятежников с. Конченбург». Под «мятежниками» в данном случае имеются в виду участники Западносибирского (Ишимского) крестьянского восстания 1921 года. В двадцать первом году, похоже, в тюменском крае еще не было гонений на верующих, если уж красноармейцев похоронили не на кладбище, а в братской могиле рядом с мечетью – самым дорогим местом.
Старой мечети Конченбурга – 134 года. Согласно архивной «Ведомости о числе приходов и духовных лиц по Тобольской губернии», в Юртах Канченбургских значится соборная мечеть, построенная в 1877 году, число душ мужского пола при ней - 155, женского - 132. Духовными лицами состоят:
1.Абдулгариф Мухаметсадыков, имам зямиг, утвержден Указом от 12 мая 1881 года Д №4115, 1859 г.р.;
2.Ахметсалих Газизов Садыков, мулла, утвержден Указом Тобольского губернского правления от 23 февраля (год не указан).
По словам местных, Ахметсалих Садыков служил имамом и в 1923-24 гг. Возможно этот человек и хоронил рядом с мечетью в братской могиле красноармейцев, и вероятно, не без участия местного партийного начальства. В скором времени мечеть закрыли, в здании оборудовали клуб, позже отдали под склад.
23 июля сего года на торжественном открытии новой мечети в Конченбурге один из пенсионеров вспоминал, как в 60-е годы партийное начальство пыталось свалить минарет. К мечети подогнали трактор, и в это время из дома вышел с ружьем местный аксакал. Старый человек сказал, что ему нечего терять, он все равно на пороге смерти, и он без раздумья выстрелит в любого, кто попытается закинуть трос на минарет. Трактор отъехал в сторону. Партийное начальство уехало, не желая связываться со стариком. Рассказчик не стал озвучивать имя аксакала, благодаря которому сохранился старинный минарет с полумесяцем на шпиле, наверняка, это был уважаемый ветеран, если уж не последовали репрессивные меры.
В память о советских временах в Тюменском областном музее хранится в качестве экспоната наличник окна старой мечети Конченбурга, привезенный в Тюмень в период, когда казалось, что элементам декора мечетей самое место в музеях. Мало кто тогда мог предположить, что пройдет совсем немного времени, и мечети вновь заработают на сибирской земле.
Жители Конченбурга не знают, что делать со старой мечетью, бревна которой местами прогнили так, что крошатся от малейшего прикосновения. Два года назад они собрали специальный сход, на котором постановили разобрать старую мечеть по бревнышку и сложить (догнивать) в одном месте, поскольку крыша ее может однажды рухнуть на головы детей, которые летом бывает, что забираются сюда играть. Решили снести, но ни у кого так и не поднялась рука первым взяться за слом. Так и стоит теперь старая мечеть, дорогая сердцу каждого конченбуржца и ставшая символом села, как Кремль для Москвы.
По словам председателя мусульманской организации села Киндер, руководителя Нижнетавдинского районного мусульманского совета Давлята Хабибуллина, строительство новой мечети в Конченбурге было начато в 2002 году.
- Руководил всей работой имам, пенсионер Низам Бурганович Камалутдинов, - рассказал Д.Хабибуллин. – Он организовал людей на сбор пожертвований и строительство. В нашем районе администрация и предприятия никогда не отказывали в помощи. Нижнетавдинский лесхоз предоставил лес, строительная организация «Эврика» дала железо для кровли», местные жители безвозмездно работали на стройке.
В 2006 году, когда не стало пожилого имама, мечеть была почти готова к открытию, Несколько лет затем здание оставалось бесхозным, пока неутомимый 82-летний Давлят-хаджи Хабибуллин не организовал жителей Конченбурга на создание мусульманской общины и завершение последних работ в мечети.
На торжественное открытие в Конченбург приехали глава района Зуфар Ахтариев, лидеры исламских структур Фатых Гарифуллин и Галимжан Бикмуллин. В своих выступлениях гости желали процветания ислама в старинном ауле, обещали помощь и поддержку. В одном из выступлений прозвучала идея обратиться к органам региональной власти с просьбой включить старую мечеть Конченбурга в число памятников культуры, и начать ее реставрацию, ибо понятно, что своими силами жители деревни не в состоянии провести реставрацию здания, которому 134 года.
Время покажет, придут ли реставраторы к старой мечети Конченбурга или однажды бревна ее сложатся под тяжестью груза и пройденных лет.
Калиль Кабдулвахитов,
Ислам News