Курбан-байрам – праздник милосердия, доброты и любви к людям
Праздничная проповедь муфтия Красноярского края Гаяза-хазрата Фаткуллина по случаю праздника жертвоприношения - Курбан-байрама (Ид аль-Адха).
Дорогие мусульмане! Братья и сестры!
От имени Единого духовного управления мусульман Красноярского края приветствую Вас и поздравляю с пришествием прекрасного праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам).
В эти благословенные дни месяца Зуль-Хиджа миллионы мусульман принимают участие в мероприятиях, посвященных этому празднику.
Во всех уголках земного шара верующие собираются вместе, чтобы воздать хвалу Аллаху, выполнить Его наставление и помочь тем, кто нуждается в помощи.
Особенно нужно отметить Саудовскую Аравию, где паломники со всего мира пришли в священные места Мекки и близ неё, чтобы совершить обряды Хаджа, вознести молитвы на горе Арафат и возле Каабы.
Жизнь пророка Ибрахима была наполнена многими испытаниями и поучительными историями практически для каждого живущего и желающего найти прямой путь человека. Уже с юношества и до самой смерти Ибрахим должен был выбирать, между тем чего хотел его отец, его общество, его царь, и повелениями Аллаха Всевышнего. Современный человек может взвесить дела на весах добра и справедливости, которые даны в священном Коране. При жизни Ибрахима не было ни Корана, ни Библии, ни Торы и поэтому он был своего рода первооткрывателем, светочем во мгле мрака безверия и греха.
Своей жизнью и учением Ибрахим взял образец верующего, противника всякого язычества, преданного лишь одному Богу. Человек, отрицающий любые виды многобожия, в Коране обозначается как (муслим) мусульманин. Близкое к этому слово «ханиф» (очищающий) чаще всего употребляется в Коране по отношению к Ибрахиму.
Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом, предавшимся [Аллаху] и не был из многобожников (Сура «Семейство Имрана», аят 67).
В Коране Создатель миров называет Ибрахима «другом»!
«Поистине, Аллах взял Ибрахима другом!» (Сура «Женщины», аят 125).
Что же должен сделать человек, чтобы Всевышний назвал его Своим другом? Конечно, это не означает, что Ибрахим был кем-то большим, нежели смертным сыном своего отца и матери. Но его вера была чистой, искренней, а поведение при любых жизненных обстоятельствах – правильным, последовательным и праведным. Именно от него берут своё начало монотеистические (единобожные) религии, с которыми позже пришли пророки Муса, Иса и Мухаммад (мир ему).
Обряды Хаджа, которые каждый год совершаются в Благословенной Мекке, основываются на событиях из жизни Ибрахима и его сына Исмаила, который тоже был пророком.
У Ибрахима долго не было детей, когда он уже достиг, по нашим меркам, зрелого возраста. И он дал обет: после рождения сына, принесёт в жертву самое дорогое, что у него есть, но потом он забыл о своем обещании. Затем во сне он получил напоминание о своем обещании. Его мучило сомнение, от Бога этот сон или от шайтана. Но сон повторялся несколько раз подряд, и тогда он уверился, что сон от Аллаха.
10 числа месяца Зуль-Хиджа Ибрахим сказал Исмаилу собираться в путь.
- Для чего? – спросил Исмаил.
- Чтобы принести жертву Богу, – ответил Ибрахим.
Они отправились на гору Мина. Когда они шли по долине им повстречался Иблис (Дьявол), принявший образ старика.
- Куда путь держишь, о Исмаил? – спросил сатана.
- Мы с отцом хотим принести жертву Богу, – ответил Исмаил.
- Знаешь ли ты, что за жертву намерен принести Богу твой отец?
- Нет.
- Да ведь это не кто иной, как ты сам! Я здесь чтобы предупредить тебя. И мой тебе совет: не иди туда, куда ты держишь путь!
- Скажи мне, старец, по воле отца эта жертва, или по усмотрению Божиему?
- По благоусмотрению Господа его.
- Если это правда, как смею я идти против воли Господа моего?
На пути к горе Мина, Сатана трижды подступал к Исмаилу, но каждый раз тот отгонял Иблиса камнями. Эту картину и воспроизводит один из обрядов Хаджа (бросание камней).
Ибрахим обратился к Исмаилу: «Видел я, о сынок, во сне, что приношу тебя в жертву. И посмотри (скажи), что ты думаешь?».
- Он (Исмаил) сказал: «Отец мой, что тебе приказано, ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым».
И когда они оба предались Аллаху и тот (Ибрахим) поверг его на лоб (Исмаила лицом вниз на землю).
И воззвали мы к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал видение», так Мы вознаграждаем добродеющих! Воистину это было тяжкое испытание. И мы искупили его великою жертвою (Сура «Стоящие в ряд», аяты 102-107).
Со времен Ибрахима и до наших дней внешний, окружающий нас мир, изменился, прогресс ушел так далеко, что вместо добра и облегчения, приносит вред и страдание. Вместе с этим, духовный мир человека не изменился, страсти отвлекающие от пути Аллаха, и добродетели ведущие к милости Всевышнего, они неизменны!
«Те, кто совершает добро, - будь-то мужчина или женщина, и они при этом верующие, войдут в Рай и не будут обижены ни на борозду (накыр) финиковой косточки. Кто лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, будучи добродеющим, и последовал за верой Ибрахима, ханифа? …» (Сура «Женщины», аяты 124-125).
Вера – это семя из которого вырастают добрые дела. Если вера принесла человеку добро, то пусть воздаст хвалу Аллаху, а если дела его не очень хороши, то что-то не так с верой и пониманием этого человека.
Злоба, ненависть, зависть и алчность, к сожалению, стали нормой современной жизни. Сцены насилия и кровопролития с экранов телевизора и компьютера, переместились в современную жизнь.
Люди не хотят много и долго трудиться и созидать, многие хотят получить сразу и максимум комфорта и удобств.
Но, к счастью, мир устроен таким образом, что чтобы одно зерно выросло, почва должна быть плодородной и подготовленной, нужно солнце, влага, и какое-то время, чтобы из семени вышел росток, и потом, лишь после определенного срока, появятся плоды.
В душах людей есть семена и ростки веры и добра, и задача любого верующего человека множить это добро, принося счастье и радость себе и другим.
Всё, что Всевышний дает в этом мире, является испытанием - имущество, дети, таланты – и каждый из детей Адама будет испытан.
«И кто сделал на вес пылинки добра, увидит его. И кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (Сура «Землетрясение», аяты 7-8).
Каждый из живущих людей, вышел в долгий путь длинною в жизнь, итог очевиден, поэтому всем необходимо запастись терпением и усердием.
«О вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха, может быть, вы будете счастливы» (Сура «Семейство Имрана», аят 200).
О Аллах не дай нам испытание, которое не сможем пройти!
Не дай нам болезни, от которой нет лекарства!
О Создатель наш! Дай нам добро и счастье! Благослови нас!
Уменьши боль и страдание людей!
Накажи притеснителя!
Дай исцеление больным!
Даруй Рай невинно убитым!
Дай нам быть из числа Твоих благочестивых рабов в этом мире и следующем!
Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края,
муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин
01.09.2017