Праздничная проповедь муфтия Красноярского края в честь Ураза-байрама
Религия, которую Всевышний Создатель дал человечеству – есть благо. Благо не только для человека как личности, но также для общества, природы, которая окружает нас.
Следуя канонам Ислама, человек приводит к равновесию (гармонии) свою душу, укрепляет и воспитывает своё тело, из расточителя, потребителя и губителя себя и окружающего мира, постепенно становится созидателем, бережно хранящим и умножающим дары Аллаха, как внутри себя, так и в своём окружении.
Пост в месяц Рамадан, страшит многих людей, ибо они думают: «Если я не ел, или не пил в течение 5-8 часов, мне было тяжело, то как я смогу выдержать пост без пищи и питья в течении 14-16 часов?».
Отсутствие опыта, непонимание, - вызывают у человека страх, и миллионы мусульман таким образом отказываются от поста.
Сатана (шайтан), хорошие, правильные и полезные вещи будет стараться показать тяжелыми, опасными бессмысленными, чтобы отвратить от их совершения людей. Мерзкие же, и скверные дела, дьявол показывает легкими и привлекательными.
В аяте, касающемся месяца Рамадан Всевышний Аллах говорит: «… Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас…» (Коран, сура «Аль-Бакара», аят 185).
Создатель желает для людей легкости, не желает тягот и лишений, здесь проявляется принцип веры: легкость, без каких бы то ни было затруднений. Для непосвященного человека легкость без тягот кажется возможной, в реальности же, совершенно очевидно, что всё в мире познается в сравнении: день и ночь, здоровье и болезнь, радость и печаль. Лёгкость и безмятежность не могут быть сами по себе, чтобы достичь их необходимо пройти испытания тяжестью, испытаниями духовными и физическими, и только по прохождению их, человек начинает ясно осознавать и различать что есть на самом деле облегчение, и что есть тяготы затруднения. «Ведь, поистине, с тягостью лёгкость, - поистине с тягостью лёгкость!» (Коран, сура «Аш-Шахр», аяты 5,6). «Аллах хочет облегчить вам; ведь создан человек слабым» (Коран, сура «Ан-Ниса», аят 28).
Современный человек окружён благом и комфортом. Сознание людей подвержено рекламе и пропаганде недалёких ценностей. Человек забывает, что есть душа и духовность, многие забыли, что тело человеческое и природа, окружающая нас, тоже есть нечто в определённом смысле единое целое. Люди не сами по себе, люди небольшая часть великого творения Аллаха, как и один человек – ничтожная часть всего человечества.
Пост в месяц Рамадан, это стресс для организма, но это дозированный стресс, который не разрушает тело, но наоборот, заставляет включать скрытые резервы, позволяет совершенно другим, сторонним взглядом увидеть себя самих, и своё положение в пространстве и времени.
Рамадан в 2020 году стал серьезным испытанием для мусульман. Закрывались мечети, границы, люди ограничивались в передвижениях, были размыты грани между страхом и разумными мерами безопасности. Рамадан – это не только пост, но и, конечно, ночная молитва таравих. После дневного поста и обычных каждодневных дел, которые никто не отменял, верующие несмотря на усталость собираются, чтобы вместе возвеличить Аллаха в своё свободное время. Те, кто почувствовал радость коллективной молитвы таравих, будут стремиться читать её именно коллективно. Те, кто познал радость совместных ифтаров (разговения), также будут стремится к ним. В 2020 – коллективные ифтары, таравих и даже пятничные молитвы были не позволительны с точки зрения жизни и здоровья людей.
Если человек желает добра, и достоин блага, Всевышний Аллах, закрывая для него одни двери, неизменно открывает другие.
В разгар пандемии люди молились и делали ифтары в своих домах со своими женами, детьми и близкими, и это тоже стало благом, ибо в обычные месяцы поста мужчины, как правило, собираются отдельно, забывая, самых что ни на есть, близких людей: свои семьи, жён и детей. Пост является тяжелым не в плане того, что нужно быть голодным, отказываясь от пищи и питья, но в смысле воспитания себя самих, своих привычек, дел и слов. Хадис (со слов Абу Хурайры) гласит, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет чтобы он отказывался от своей еды и питья» (аль Бухари).
Значение слова «пост» в русском языке (согласно словарю Ожегова С.И.) может быть не только религиозным, но также пожарным, военным, т.е. пост означает что-то оберегать, защищать, стоять на страже (охране) чего-либо.
Для верующих, прежде всего, это оберегаться от ругани, совершения скверных поступков, уметь сдерживать свои эмоции и воспитывать себя в духе праведности, которую показывал, и к которой призывал Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).
В современном обществе много призывов к упрощенному образу жизни, под лозунгом «возьми от жизни все!» и подобные этому.
В Исламе также есть призывы к более лёгким путям решения и обеспечения для людей, но в Исламе это неизменно сопряжено с трудом и усердием, только после которого приходит облегчение.
Праздность, отсутствие труда, усердия, тягот, приводит к болезням души и тела.
Алллах сказал: «Любое дело сына Адама совершается им для самого себя, кроме поста. Ибо, поистине, он (пост) – ради Меня, и Я воздам за него» (аль Бухари, Муслим).
Любое дело, и поклонение, которое совершается человеком может быть сделано напоказ (показуха). Молитва, садака, закят и даже хадж, все кроме поста, потому что пост – это только между рабом (человеком) и его Господином Аллахом. Если постящийся не скажет о своём посте, то другие об этом могут не узнать совсем. Только Аллах знает о внутренних переживаниях того, кто постится, насколько постящийся старается, прилагает усилия к самовоспитанию и отказу от соблазнов. Только ради Аллаха раб отказывается от пищи, питья и удовольствий.
За любое благое дело Всевышний назначил награду, и минимальная награда в 10 (десять) раз больше, чем совершенное благо, может быть и в 100, и в 700 раз больше и даже более этого, но за пост Аллах воздаёт еще больше.
Создатель предписал месяц поста для всех верующих за редким исключением, кроме путников, больных, беременных и кормящих. Кто желает найти благо, будет держать пост. Если люди еще не окрепли духовно, и их страшит пост длинною в месяц, то хотя бы половину месяца, если тяжело и это, то хотя бы неделю, если тяжело и это, то хотя бы день или несколько дней.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Если раб постится один день на пути Аллаха, то Он (Аллах) отдаляет Ад от его лица на семьдесят лет (пути)» (аль-Бухари, Муслим).
Да примет Аллах дни наши, проведенные в посте, ночи, проведенные в молитве и зикре, примет все наши благие дела и начинания!
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края,
муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин