Аль-Исра валь-Ми‘радж – чудо Пророка Мухаммада (мир ему)
В ночь с 26 на 27 число месяца Раджаб в истории Ислама произошло великое событие аль-Исра и аль-Мирадж. В этом году, согласно календарю Миляди, эта ночь пришлась на 27-28 февраля.
Эта ночь стала известна ночным путешествием из Священной Мекки в Иерусалим (аль-Исра) и вознесением Пророка Мухаммада (мир ему) на Небеса (аль-Мирадж).
Именно в эту ночь мусульманам была вменено в обязанность ежедневная пятикратная молитва, Посланнику Аллаха (мир ему) было сообщено, что община его не собьется с истинного пути, Мухаммад (мир ему) увидел Рай и Ад, увидел других пророков и прочитал с ними молитву в мечети аль-Акса в качестве предстоятеля на ней. Аль-Исра и Мирадж состоялись уже после смерти Абу Талиба, дяди Пророка Мухаммада (мир ему), который защищал и оберегал своего любимого племянника от нападок многобожников и лицемеров.
Через два или три месяца после смерти Абу Талиба скончалась Хадиджа - мать правоверных, которая в течение четверти века поддерживала и помогала Мухаммаду (мир ему). Два этих события были очень тяжелым ударом для Посланника Аллаха (мир ему), кроме этого не прекращались постоянные нападки со стороны курайшитов, которые после смерти Абу Талиба открыто преследовали Мухаммада (мир ему). Понимая тяжесть положения, Посланник Аллаха (мир ему) принимает решение отправиться в Тоиф и призвать местных жителей принять Ислам, в надежде, что они примут призыв, дадут убежище и поддержат в борьбе против его же соплеменников, но там ему нанесли еще больше обиды и унижения. Немногие верующие, которые открыто заявили о том, что они уверовали в Аллаха и признали Мухаммада пророком (мир ему), подвергались гонениям и унижениям, они теряли имущество и даже жизни. Часть верующих из-за невыносимых условий переселились в Эфиопию, под защиту правителя христианина. На первом этапе мекканского периода призыва Пророк (мир ему) тайно разъяснял суть Единобожия и призывал скрыто принять Ислам.
На втором же этапе призыв был открытым, публичным, на третьем призыв был обращен не к мекканцам, а к различным арабским племенам. Видя, что дело Пророка (мир ему) не умирает, а увеличивается, и вера его сподвижников только крепнет, предводители курайшитов впадали в еще большую ярость. Смерть Абу Талиба развязала им руки, и они принялись с большим усердием морально и физически уничтожать Пророка Мухаммада (мир ему), его сподвижников и всех, кто проявлял хотя бы симпатию.
Получив пророчество, в течение десяти лет Мухаммад (мир ему) призывал к Исламу, порой ситуация казалась безвыходной, но Аллах помогал Своему посланнику и Его дело постепенно росло среди душ и умов людей.
На втором этапе призыва уже известные люди Хамза бин Абд аль-Муталиб - дядя Пророка (мир ему) и Умар бин аль-Хаттаб принимают Ислам. Этих двоих не только уважали, но и побаивались, и когда они открыто заявили о приверженности к Исламу, недругам стало понятно, что дело Мухаммада (мир ему) просто задушить не получится.
Когда закончилось испытание в виде бойкота, при котором женщины и дети плакали и стонали от голода и страданий, призыв к единобожию ушел за пределы Мекки, Мухаммад (мир ему) начал с воодушевлением, новыми силами и радостью исполнять свою пророческую миссию. И здесь удары посыпались один за другим. Абу Талиб, Хадиджа... Мир, который был до этого, рухнул. Где брать силы? Где черпать вдохновение и свет? Как донести до людей, что они отвергают и глумятся над тем, что принесет им благо в духовном смысле, благо в этой жизни и в следующей? Как укрепить веру в сподвижниках, когда сам Посланник Аллаха (мир ему) находится в растерянном состоянии и не понимает что нужно делать и где искать выход из этого положения? Именно в этот момент и происходит Исра и Мирадж.
Верхом на животном по имени Аль-Бурак, в сопровождении ангела Джабраила Мухаммад (мир ему) увидел других пророков в мечети аль-Акса и прочитал молитву с ними, будучи имамом, и это уже укрепило его сердце и веру. С разрешения ангелов хранителей Посланника Аллаха (мир ему) пропустили посмотреть Ад и Рай: что может пошатнуть веру человека, который видел мучения в Аду и радости Рая? После Мираджа уже ничто не могло поколебать веру последнего из Пророков (мир ему). С Ибрахимом, Мусой, Исой и другими посланниками Всевышнего происходило нечто подобное. Когда вера пророка становилась слабой, их одолевали сомнения и козни недругов Аллаха, Создатель открывал завесу, они видели великолепие и мощь Создателя, и больше отвратить или ослабить их веру уже не могло ничто, как например, это было с Пророком Ибрахимом, когда его пытались сжечь на костре.
Когда Мухаммаду (мир ему) было предложено молоко и вино, Пророк (мир ему) выбрал молоко и ему было сказано: «Ты был направлен на путь, соответствующий естеству, а если бы ты взял вино, то община твоя сбилась бы с пути». Также Пророк (мир ему) видел в Раю четыре реки, две из которых видимыми, и две скрытыми, и двумя видимыми были Нил и Ефрат. Значение этого в том, что послание Мухаммада (мир ему), получит распространение в долинах Нила и Ефрата, а их жители будут придерживаться законам Ислама.
На Землю приходило много пророков и посланников, за некоторыми последовало мало людей, за некоторыми совсем никого. Путь Мухаммада (мир ему) будет открыт практически до Судного дня.
Посланник Аллаха (мир ему) прочитал ночной намаз в доме Умм Хани (дочери Абу Талиба), совершил Исру и Мирадж, после чего утреннюю молитву прочитал в этом же доме и сказал: «О, Умм Хани! Я совершил вместе с Вами вечернюю последнюю молитву, как ты видела в этой долине. Потом я пришел в Священный дом (Иерусалим) и помолился там. Потом совершил утреннюю молитву вместе с вами, сейчас, как ты видишь». Потом встал, собираясь выйти. Я (Умм Хани) схватила за край его плаща, и он раскрылся на его животе, как складная накидка. Я сказала ему: «О пророк Аллаха! Не рассказывай об этом людям – они обвинят тебя во лжи и будут оскорблять!» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно расскажу об этом!».
Утром Посланник Аллаха (мир ему) рассказал людям о том, что случилось с ним ночью. Большинство не поверили и сочли это ложью. И они сказали: «караван идет в Сирию месяц и обратно месяц, разве может пройти это Мухаммад за ночь и вернуться в Мекку?». И многие из тех, кто принял Ислам, отказались от него. Здесь проявляется еще одна мудрость Аллаха, если человеку, Всевышний Создатель облегчил путь веры, то что бы не произошло, что бы ни случилось, это только укрепит его сердце и веру, и наоборот, если человеку облегчено неверие, чтобы он не увидел, какие бы знамения и доказательства он ни получил, это только увеличит в нем ненависть и неверие.
Дядя Пророка Мухаммада (мир ему) так и не принял Ислам, оставаясь приверженцем религии предков, несмотря на постоянные обращения к нему Пророка (мир ему) с просьбой принять Ислам. По этому поводу был ниспослан аят Сура 28 «Рассказ» (56). «Ты не ведешь прямым путем тех, кого хочешь: Аллах ведет кого желает. Он лучше знает тех, кто идет прямо». Люди пришли к Абу Бакру и сказали: «Что с твоим приятелем, о Абу Бакр! Он утверждает, что пришел в эту ночь в Священный дом в Иерусалиме, помолился в нем и вернулся в Мекку!» Абу Бакр сказал им: «Вы лжете на него!». Логически этих людей можно понять, от Мекки до Иерусалима приблизительно 1440 км, на автомобиле 17 часов пути, караван же идет месяц: как раз здесь и проявляется вера, когда некоторые явления не поддаются обычной логике вещей, но потом позже знание и понимание увеличивается, все встает на свои места. Пророк (мир ему) сказал Абу Бакру: «Ты, Абу Бакр, - правдивейший (ас-Сиддык)». Следует отметить, что Мухаммад (мир ему) видел знамение Аллаха, и его уже ничто не могло отвратить от пути или остановить, но Абу Бакр таких знамений не видел, но с конкретным убеждением сказал Пророку (мир ему): «Ты говоришь верно. Я свидетельствую, что ты – Посланник Аллаха», а людям сказал: «Ей богу, он сообщает мне, что весть приходит к нему от Аллаха с неба на землю в час ночной или дневной, так я верю ему. А это больше, чем то, что вас удивляет».
В том, что окружает нас, мы часто не замечаем порядка, логики, справедливости и гармонии, но, если мы чего-то не видим, это совсем не говорит о том, что этого нет. Наш опыт, знания и чувства могут обманывать нас, как это часто и происходит, но если Аллах наставил кого-то на путь веры и истины, то не для него заблуждения, а если Аллах сбил кого-то, то его уже никто не выведет на прямой путь.
Я считаю, эти два события – аль-Исра и аль-Мирадж недооценены по своему значению, не раскрыты большинству людей. Понимание же сути этого знамения, уверенно держит людей и их веру.
Желаю всем прямого пути, мира, милости Аллаха и Его благословения!
Муфтий Красноярского края Гаяз-хазрат Фаткуллин
Февраль, 2022