Новости

Печать

Коллективный праздничный намаз вне мечети – возможно ли такое?

Автор: IslamSib.RU Дата: .

kollektiv 67243Сегодня, к сожалению, часто можно услышать разные мнения по поводу того, как нужно молиться мусульманам, оставаясь дома, что мечетей мало не бывает, но бывает много мигрантов из стран Средней Азии.

Начнем с того, что права верующих в России, в том числе и мусульман, закреплены во всевозможных законах, вплоть до Конституции РФ.

Закон Российской Федерации

Так, например, в соответствии со статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать религию индивидуально или коллективно. Каждому гарантируется право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Так же, в соответствии со статьей 29.п.1. Конституции, каждому гарантируется свобода мысли и слова. Основным законодательным актом в Российской Федерации, который определяет права на вероисповедание, является ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Для верующих нашей страны даже есть правовые способы, которые позволяют реализовать в повседневной жизни некоторые нормы Шариата. Например, создание мусульманских религиозных организаций (духовных управлений мусульман), объединений и религиозных групп, объединяющих мусульман для совместного вероисповедания и распространения Ислама.

Фикх (законы Ислама) о коллективных праздничных намазах

Праздничный намаз, который совершается дважды в год (Ид аль-Фитр – праздник разговения и Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения), является крайне важной обязанностью мусульманина. Богословы ханафитского мазхаба склоняются к мнению, что праздничная молитва по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» (важнее сунны) для совершеннолетних, разумных мужчин. Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз-ид, лучше всего сыновей взять с собой, чтобы они привыкали посещать Дом Аллаха.

Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным, но также желательно для женщин и детей. Так, в одном из достоверных хадисов сказано, что Пророк (мир ему) призывал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами…» (аль-Бухари, Муслим).

По мнению ученых ханафитского мазхаба, данная молитва совершается только коллективно в мечети. В одиночку праздничная молитва не совершается.

Наш любимый Пророк (мир ему) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому тому, кто имеет возможность для его совершения, порицаемо ею пренебрегать.

Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.

В хадисах Пророка Мухаммада (мир ему) говорится:

«Вознаграждение (саваб) за совершение коллективного намаза в 27 раз больше вознаграждения (саваб) индивидуального намаза».

«Тот, кто коллективно совершил ночной намаз (аль-иша), будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллективно совершил утренний намаз (аль-фаджр), будто бы совершал намаз всю ночь».

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимо Аллахом».

«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно, то ими непременно овладеет Сатана (шайтан). Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, овцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки».

«День Сбора (Судный День), когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходил в мечеть в темноте».

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам (одежда паломника) и отправился в хадж».

 «Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю».

Все вышеперечисленное касается также и пятничного джума-намаза, о чем говорится в Священном Коране (сура «Джума» («Собрание»), аяты 9-11):

 «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали».

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете».

«Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять во время пятничной проповеди. Скажи: „То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел“».

Что касается обязательства мужчинами посещать пятничный джума-намаз, то ответ на этот вопрос однозначен и приводится в хадисах нашего Пророка (мир ему):

«Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных (отвлеченных)» (Муслим).

«Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» (ат-Табарани).

 

Демография России и мигранты

Поскольку в стране ощущается очевидная нехватка мечетей, а разрешать строить новые почему-то не хотят, некоторые политики и не только предлагают решить проблему высылкой из страны всех мигрантов из Средней Азии или же заставить их «сидеть по домам». И так как в ближайшее время Россия не собирается отказываться от приезжих мигрантов, второй вариант им кажется наиболее логичным.

Но любой здравомыслящий человек понимает, что предоставить приезжих самим себе, вытолкнув их из мечети – это самый нелогичный и даже опасный вариант из всех возможных! Кто сможет контролировать такие «соберушники» на дому? Кто гарантирует, что такие «сообщества» не попадут под влияние радикалов, экстремистов и пр.? Ответ один: никто.

Нравится это кому-то или нет, но на сегодняшний день именно мечеть является одним из главных институтов социализации мигрантов, их воспитания в духе российских ценностей и культуры. И наше государство, как никогда, заинтересовано в строительстве мечетей и мусульманских культурных центров в городах-миллионниках, которых катастрофически не хватает.

 

IslamSib.Ru

Психологическая помощь для мусульман

Smile Luxe