Новости

Печать

В Исламе нет принуждения и затруднений

Автор: IslamSib.RU Дата: .

koran 65886Проповедь председателя Единого духовного управления мусульман Красноярского края, муфтия Гаяза-хазрата Фаткуллина.

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

             Да благословит и да приветствует Аллах Своего Посланника Мухаммада (мир ему), его семью, его потомков, его сподвижников, и тех, кто последовал за ним до Судного дня!

             О посланнике Аллаха (мир ему) и его Послании людям написано много серьёзных трудов, небольших статей и исследований. Некоторые написаны из любви и уважения, некоторые из злобы и ненависти.

             Однозначно, личность Мухаммада (мир ему) яркая и выдающаяся, и даже поверхностное ознакомление с его жизнедеятельностью вызывает не только уважение, но и восхищение. Красота всего, что есть в этом мире, меркнет со временем, но красота Аллаха, и свет, который принёс Посланник Аллаха (мир ему), будут освещать души людей вплоть до Судного дня.

             Отправляя наместником Муаз бин Джабаля в Йемен, Посланник Аллаха (мир ему) наставил его: «Воистину ты направляешься к людям, которым когда-то были даны Божественные свитки. Призывай их признать единство Аллаха. Пусть они засвидетельствуют, что я истинный Пророк! Если они признают это, то передай им повеление Господа, в котором всем верующим предписывается пятикратное совершение намаза. Если они признают и будут выполнять данное предписание, сообщи им, что, согласно повелению Аллаха, состоятельные люди обязаны выплачивать закят в пользу неимущих. Если они согласятся, то ни в коем случае не забирай лучшее из их имущества! Опасайся проклятий обиженного человека, ибо между его молитвой (просьбой, проклятием) и Аллахом нет никакой преграды» (Аль-Бухари, Муслим).

             Пророк (мир ему) обращает внимание на то, что люди, к которым направляется Муаз, знакомы с писанием Аллаха. И Пророк (мир ему) говорит: «Призывай …», т.е. говори, увещевай, разъясняй – но не заставляй, не принуждай. Каждый должен прийти к чему-либо в делах веры через личное убеждение, т.е. добровольно, ибо по-другому смысла в вере не будет, это будет не вера (признание сердцем и подтверждение языком), а просто банальное принуждение.

             Этот принцип однозначно подтверждается в Священном Коране: «Нет принуждения в религии…» (сура «аль-Бакара», аят 256). Вера и религия в целом, в первую очередь, зависят от личных убеждений и доброй воли, и они теряют смысл, если навязываются. «Если они признают это …», т.е. они могут и не признать, и жить дальше своей обычной жизнью, со своими представлениями о вере и образе жизни. «… Если они (йеменцы) начнут читать пятикратный намаз, сообщи им о закяте в пользу неимущих …», т.е. они могут признать Аллаха и жить дальше, не совершая ежедневных намазов!

             «… Если…, … Если, … Если они согласятся (выплачивать закят), то ни в коем случае не забирай лучшее из их имущества…». Даже когда люди добровольно пришли к осознанию этих перечисленных предписаний, в их сердце может быть любовь или привязанность к чему-либо.

             Посланник Всевышнего сказал: «Поистине Аллах любит доброту (доброжелательность, мягкость) во всём» (аль-Бухари).

             Также Пророк сказал: «Поистине, если в чём-либо присутствует доброта (доброжелательность, мягкость), она неизменно украшает (собой это), но, если её нет, тогда это выглядит позорно (постыдно) (это обезображивается)» (Ахмад, Муслим, Абу Дауд, аль-Бухари).

             Практически всегда есть люди, которые ведут себя в отношении других строго и даже жёстко, иногда там, где этого явно можно и нужно избегать.

             Однажды Мухаммад (мир ему) обратился к сподвижникам и сказал: «Погибли чрезмерно строгие (углубляющиеся, впадающие в крайность там, где это неуместно)». Повторил это трижды.

             Высшим мерилом в Исламе является воля Аллаха, в Коране Он говорит: «… Аллах желает (хочет) для вас облегчение, а не желает для вас затруднения …» (сура «аль-Бакара», аят 185).

             Лёгкость – это один из принципов веры Ислам, если в чём-либо нет запретного или сомнительного, верующий человек из двух вариантов должен выбрать более лёгкий, т.е. путь без излишних затруднений.

             Пророк (мир ему) сказал: «Облегчайте, а не затрудняйте, и несите благую весть, а не внушайте отвращение» (Аль-Бухари).

             Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине религия легка, и кто бы не взялся тягаться с религией (взваливал на себя непосильное), она непременно одолеет его, так что следуйте прямым путём, старайтесь приблизиться и радуйте себя. И используйте (для совершения благих деяний утро, вечер и часть ночи». В другой версии хадиса также добавляется: «…Придерживайтесь умеренности, и вы достигнете цели» (Аль-Бухари).

             Подводя итог, невозможно сказать более коротко, красиво и объемлюще, чем слова Мухаммада (мир ему): «Облегчайте, а не затрудняйте, радуйте благими вестями и не отталкивайте (не внушайте отвращение)».

             Жизнь, которую прожил посланник Аллаха (мир ему), от начала и до конца наполнена тяготами и лишениями, но его миссия – облегчить жизнь людей в этом мире и в следующем, дать надежду тем, кто потерял её, чтобы довести благонравие до совершенства.

             О Аллах, дай благословение Мухаммаду (мир ему), его близким и его последователям до Судного дня!

 

IslamSib.Ru

Психологическая помощь для мусульман

Smile Luxe