Выступление зам.председателя СМР Рушана хазрата Аббясова на Всероссийской конференции в Красноярске
Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов выступил на Всероссийской конференции "Ислам в современной России: "срединный" пусть развития", которая состоялась 19 декабря в Красноярске.
Уважаемый Муфтий Гаяз хазрат!
Братья и сестры! Дамы и господа!
Позвольте поприветствовать вас от имени Председателя Совета муфтиев России, духовного лидера мусульман России Муфтия шейха Равиля Гайнутдина и от себя лично традиционным мусульманским приветствием Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху! Мир Вам, Милость Аллаха и Его Благословение!
В учении Ислама заложен огромный потенциал, который отражается и в культуре, и в научных достижениях, и в нравственности, и в дипломатии и в финансово-экономических взаимоотношениях. Но все эти сферы деятельности общества на земле пропитаны таким понятием, как умеренность. Тема сегодняшнего моего доклада: «Умеренность в Исламе – срединный путь мусульман России» особенно актуальна сегодня.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень точно сказал: «Всевышний не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падет на тех, кто им пренебрегает». Всевышний Аллах неоднократно призывает верующих в Священном Коране действовать, всегда советуясь со своим разумом. А само Священное Писание предназначено для «людей размышляющих». Обращаться к разуму и действовать мудро, согласно сложившимся обстоятельствам, - вот к чему призывает Священный Коран.
Рассмотрим, к примеру, понятие призыва. Как известно, любая религия ставит своей задачей донесение информации о Божественном учении до человечества, распространение Слова Божьего на Земле. Ислам призывая к проповедничеству обращает внимание на мудрость и наилучшее увещевания, а чем гласит аят Священного Корана: "Призывай на пути Господа с мудростью и наилучшим увещеванием", а любое принуждение в вопросах веры строго запрещено:
لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ
«Нет принуждения в религии» - гласит вторая сура Корана, аят 256. Наилучший призыв – это доброе, человечное отношение к людям, независимо от их религиозных воззрений. В одном из хадисов приводятся слова Пророка Мухаммада, который сказал: «Я был послан на эту землю только для того, чтобы довести нрав человеческий до совершенства».
Точно также Всевышний не дал право человеку решать и судить о степени веры других людей. Только лишь Всевышний обладает знанием о том, что сокрыто в человеческих сердцах:
قُلْ إِن تُخْفُوا مَا فِي صُدُورِكُمْ أَوْ تُبْدُوهُ يَعْلَمْهُ اللَّهُ وَيَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ
وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Скажи: «Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно знает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле. Аллах способен на всякую вещь»» (3:29).
Наша религия - Ислам с самых истоков была и остается религией середины и не приемлет крайности. На протяжении всей своей жизни верующий обязан все время стремиться к балансу, срединности. Так, срединность должна соблюдаться и в вопросах религиозной практики, и в вопросах распоряжения имуществом, и в иных житейских вопросах.
Так, верующий не должен все часы проводить в поклонении, ибо у него есть обязанности перед своей семьей, которую он должен обеспечить пропитанием и всем необходимым, и перед обществом. Верующий в одном из хадисов призывается к тому, чтобы он готовился к вечной жизни так, будто он умрет завтра. И то же время, чтобы он жил для земной жизни так, будто будет жить вечно. То есть не должно быть полного отрешения от мирского, но и не должно быть полного погружения в дела мирские.
Поклонение человека не будет полным, если он не стремится постоянно получать знания в различных областях. Знания же не будут полными, если верующий не будет стремиться постоянно реализовывать их на практике, трудиться и производить полезное для общество благо. Имущество человека требует постоянного очищения, то есть милостыни. В то же время чрезмерные неразумные пожертвования считаются излишеством. В Священном Коране сказано о верующих:
وَالَّذِينَ إِذَا أَنفَقُوا لَمْ يُسْرِفُوا وَلَمْ يَقْتُرُوا وَكَانَ بَيْنَ ذَلِكَ قَوَامًا
«Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (25:67).
И в наши дни среди российских мусульман тема умеренности в религии является актуальной. Есть верующие, принявшие Ислам в зрелом возрасте, которые начинают уделять большую часть своего времени поклонению, забывая о своих обязанностях перед собой и членами своей семьи, считая, что это - есть наиболее угодный Аллаху образ жизни. Однако, и в Священном Коране, и хадисах Пророка, дошедших до нас, ясно сказано, что Всевышний порицает подобный однобокий подход к религии.
Посланник Всевышнего, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно подчеркивал, что Ислам является религией середины, и прямо запрещал чрезмерность: «Остерегайтесь чрезмерности в религии, ибо ваши предшественники погибли от чрезмерности в религии». И в своих проповедях мы всегда говорим нашим прихожанам, что вся жизни и деятельность Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) является и будет являться для нас примером, руководством того, как надо жить мусульманам.
يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ
«Поистине, Аллах желает легкости для вас и не желает для вас тяжести» (Сура Аль-Бакара: 185), - говорится в Священном Коране.
Для построения цельного общества, которое бы было соврешенным, как по степени религиозности и нравственности, так и по развитию в области общественных отношений, науки, образования, культуры, мусульманин должен быть всесторонне развитым. «Поистине, у Господа твоего есть права на тебя, и сам ты имеешь права на себя, и у жены твоей есть права на тебя, так соблюдай же права каждого из тех, кто имеет право на что-либо!»(Бухари), - говорится в хадисе. Из этого следует, что если мусульманин будет уделять все свое время поклонению, он начнет пренебрегать ответственностью за своих родных и близких, тем самым забывая про обеспечение своей семьи (если это мужчина), про время уделяемое супругу и детям (если это женщина), таким образом, нарушая права родных и близких, а это уже будет считаться грехом.
Образ жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), по примеру которого должны жить правоверные мусульмане, ярко демонстрирует нам, что богобоязненность должна проявляться во всесторонней развитости мусульманина, а не ограничиваться лишь отказом от дозволенных благ.
Зачастую в мечетях мы сталкиваемся с вопросами от прихожан относительно общения с представителями других религий. И у нас всегда есть один ответ: Ислам – религия милости, терпимости и умеренности. И она учит нас быть умеренными в отношениях с людьми и вести себя наилучшим образом во взаимодействии с представителями других вероисповеданий. Коран и Сунна Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) ярко демонстрируют нам, что мусульманин обязан с уважением и миром относиться к людям иных религий. Что еще раз подтверждает, то, что Ислам учит умеренному подходу во всем.
Формирование умеренности в обществе – это еще и важнейший путь профилактики экстремизма. Только получая образование, развиваясь во благо мусульманской уммы и российского общества в целом, живя в добрососедстве с представителями иных традиционных религий, уважительно относясь к ближним своим, мы сможем внести значительный вклад в развитие и распространение нашей религии именно в том контексте, который Ислам несет в себе, современный мир и так полон разными –измами, пугающими людей, СМИ и по сей день, информируя о террористических актах, употребляют такие слова священные для нас понятия как джихад, шахид, а в последнее время хиджаб не понимая, что таким образом не только оскорбляют мусульман всего мира, но и вводят в заблуждение миллионы иноверцев. И смысл жизни каждого мусульманина следовать примеру Последнего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), распространять только истинную информацию об Исламе и стать лучшим примером того, каким должен быть мусульманин, донести до всех, что Ислам – религия добра и мира, милосердия и согласия, образования и развития.
Нам отрадно было услышать позицию Президета России В.В.Путина в отношении экстремисткого фильма "Невинность мусульман" и российские мусульмане не пошли на поводу у провокаторов, снимающих лживые фильмы о жизни Пророка. Но при этом мусульмане в разных регионах нашей страны оперативно отреагировали на ситуацию в Ставропольском крае, когда ученицам одной из школ запретили носить традиционную для мусульманок одежду- хиджаб в здании учебного заведения. Тысячи российских мусульман подписали заявление, в котором выступали за ношение платка в школах. Испокон веков хиджаб, следовательно одежда прикрывающаю все тело девушки, кроме лица и кистей рук носили не только мусульманские, но и христианские народы. И это не вызывало никаких опасений. Мы предлагаем не искажать суть традиции соблюдать скромность в одежде, а всем вместе бороться с пороками в нашем обществе, таких как: распущенность, алкоголизм, наркомания, табакокурения и т.д. Сегодня необходимо использовать лучшее, что содержит в себе многовековая религиозная традиция России для воспитании молодежи и сохранение завтрешнего дня нашего Отечества.
Колоссальную помощь оказали мусульмане России, в том числе Единое Духовное управление мусульман Красноярского края и тем, кто попал в беду летом текущего года – жителям Крымска, организовав гуманитарную и материальную поддержку людям, пострадавшим во время наводнения. И нас не может не радовать тот факт, что именно в таких ситуациях мусульмане России демонстрируют свое единство, внося таким образом значимый вклад в укрепление мира, стабильности и межнационального и межрелигиозного согласия на территории нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны.
Ислам – это особенный образ жизни, включающий абсолютно все стороны нашей жизни, и общественную и личную, и за них каждый мусульманин будет нести ответственность перед Всевышним в такой же степени, как за совершение молитвы или поста.
В завершении своего выступления мне в очередной раз хотелось бы отметить, что умеренность - это внутренний стержень каждого мусульманина, ставящий его на путь справедливости, побуждающий творить благо, удерживающий от чрезмерности и невежества в делах мирских и божественных.
Благодарю за внимание!