На родине самого знаменитого мусульманского мецената Сибири не нашлось средств на празднование 15-летия татарского музея
Сто лет назад жители села Ембаево в пригороде Тюмени называли себя бухарцами. Здесь был центр Бухарской инородческой волости Тюменского уезда, а в первые годы советской власти действовала «Бухара». Потомки выходцев из Средней Азии окончательно ассимилировались во второй половине 20 века и сегодня называют себя сибирскими татарами, но хорошо помнят о своих корнях. Помогает не забывать о прошлом и сельский музей, хотя и называется он «Музеем татарской культуры», а не «сибирско-бухарской».
Музей, имеющий сегодня районный статус, был основан местной учительницей, пенсионеркой Венерой Биктимировой пятнадцать лет назад в помещении бывшего медресе — Ембаевского «магометанского училища». Здание входит в ансамбль исламского комплекса, построенного в конце 19 века купцом Нигматуллой Кармышаковым-Сейдуковым. К большому сожалению, в музее немного сведений о самом знаменитом земляке. Имеются некоторые автобиографические сведения, есть только одна групповая фотография, на которой предположительно присутствует Нигматулла Кармышаков. Сотрудники музея говорят, что купец был очень богобоязненным и запрещал фотографировать себя, лучшая память о нем — это весь исламский комплекс в Ембаево, где главной жемчужиной является мечеть, которая сегодня носит имя Нигматуллы-хаджи.
Справедливости ради стоит отметить, что сотрудники музея продолжают изыскания. Венера Биктимирова установила, что предки Нигматуллы были важными особами в Бухарском эмирате, в Сибирь им пришлось эмигрировать в связи с политической ситуацией на родине. Поиски усугубляют тем, что в Ембаево не осталось потомков рода Кармышаковых-Сейдуковых. Репрессий тридцатых годов раскидали детей и внуков Нигматуллы хаджи в разные края. Сам меценат-бухарец похоронен в Ембаево.
Экспонаты музея, их насчитывается около трех тысяч, пополнялись в основном за счет даров местных жителей. По некоторым предметам можно определить, откуда Нигматулла-хаджи завозил стройматериалы для исламского комплекса. На фрагментах железа с минарета сохранились надписи: «Всемирная Парижская выставка, 1900 год», «Лысвинский горный округ №6 графа П.П. Шувалова». Кто-то из местных передал в музей старинный ткацкий станок. Это изделие сотрудники намерены в будущем использовать не только в качестве экспоната.
В музее действуют четыре отдела, посвященные этнографии сибирских татар и бухарцев, военным годам, образованию и природе. Штат состоит из трех человек. Как и многие учреждения культуры, музей Ембаево, являющийся филиалом сельского дома культуры (хотя и называется районным), переживает трудные времена. Финансирование весьма скудное. Заведующая музеем Гульнара Губайдуллина рассказывает, что не удалось найти средств на празднование 15-летнего юбилея. Музеем заключен договор с рядом тюменских турфирм, гостями здесь периодически бывают студенты, школьники, но доход от посещения слишком небольшой. Поэтому женщины решили запустить старинный ткацкий станок, обучать швейному искусству девушек, проводить мастер-классы. К сожалению, отмечают они, перевелись сегодня в Тюмени и Ембаево такие личности как Нигматулла Кармышаков.
IslamRF
На фото:
1.Здание музея входит в ансамбль исламского комплекса
2.Посетители музея
3.Мечеть имени Нигматуллы хаджи, жемчужина ансамбля исламского комплекса Ембаево
4. Печать Нигматуллы хаджи