Объединенный муфтият. Мнения религиозных деятелей
В начале декабря представители трех главных исламских организаций страны (Центрального духовного управления мусульман, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа) на заседании в Уфе 5 декабря приняли решение начать переговоры об объединении.
Уже 15 декабря в Казани состоялось совещание сопредседателей и членов муфтиев России во главе с председателем СМР Равилем Гайнутдином. Данное совещание было посвящено наметившемуся процессу сближения официальных мусульманских духовных структур России, имеющему конечной целью их объединение в единую духовную структуру.
По итогам совещания было подтверждено намерение СМР участвовать в объединительном процессе, было принято заявление председателя СМР Равиля Гайнутдина по этому поводу, а также утверждены кандидатуры членов рабочей группы по подготовке заседания согласительной комиссии по созданию единой структуры религиозных организаций России.
Процесс объединения мусульман России вызвал множество мнений. Ряд руководителей региональных общин также прокомментировали перспективы объединительного процесса.
Равиль Гайнутдин,
председатель Совета муфтиев России, муфтий шейх:
— Мы в Совете муфтиев России с большим удовлетворением встретили благую весть, пришедшую к нам из Уфы и исходящую от председателя и верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджутдина. Его призыв к единению российских мусульман отвечает чаяниям миллионов верующих по всей стране. Мусульмане России на протяжении десятилетий стремились обрести утерянное после развала Советского Союза единство, поскольку стремление к единению исламской уммы предписано в качестве обязанности верующим самим Всевышним и Его Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение.
Всевышний в суре «Аль Имран» говорит в 103-м аяте: «Держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (3:103). Оттого и официальное духовенство на протяжении этих лет также делало все от себя зависящее, чтобы преодолеть границы непонимания между официальными мусульманскими духовными лидерами, крепко ухватиться за единую вервь Аллаха, каковой является сама исламская религия, и прийти к единству.
Конечно, процесс единения расколотой на протяжении десятилетий уммы — это дело не одного дня. У нас впереди еще долгий путь кропотливого труда по согласованию и сближению позиций, выработке оптимальной модели сотрудничества и объединения.
Мы должны учесть не только мнение всех трех официальных духовных структур мусульман, но и мнение самой многомиллионной мусульманской уммы России, которое для нас как для лидеров мусульман страны является определяющим. Я прошу Всевышнего Аллаха даровать нам Свою Милость и сделать нас теми из Его рабов, которым Он дарует успех на пути укрепления истинного исламского братства и единства на благо исламской уммы и всего российского общества.
Мы выражаем свою готовность к изучению всех возможных инициатив и предложений по укреплению единства мусульман России, подтверждаем свою открытость к обсуждению возможных моделей объединения российской уммы, нахождению оптимального и приемлемого для всех сторон компромисса, учету мнений всех заинтересованных сторон и поступательного, выверенного движения навстречу единству исламской уммы России, как нам заповедано в Священном Коране и Сунне Благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Тимур Батыркаев,
председатель МРОМ Санкт-Петербурга «Милосердие», СМР:
— Мусульмане Санкт-Петербурга радуются объединительному процессу мусульманских духовных структур. Создание единого центра было бы облегчением для всех мусульман и подспорьем для развития вперед. Противостояние между муфтиятами, которое длилось много лет, было тормозом для развития. Думаю, после объединения повысится авторитет мусульман и исламских религиозных деятелей, которые во многом были дискредитированы конкуренцией между собой.
Гаяз Фаткуллин,
председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края:
— Объединение — это то, к чему нас призывает Аллах в Священном Коране, и Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, также призывал к объединению в единую умму. Таким образом, объединение муфтиятов — это наша обязанность. Объединение мусульман России было бы мощным и качественным преобразованием на данный момент, но, к сожалению, при совершенстве Ислама как религии его носители и некоторые руководители мусульман как люди далеки от совершенства. Поэтому думаю, что на данном этапе объединение мусульман невозможно. Это долгий и сложный путь согласования, но выбора у нас нет — мы обязаны идти к этому, стремиться к объединению мусульман России. Ведь даже если руководитель не идеален и совершает какие-то проступки, то это все же лучше, чем существовать совсем без руководителя.
Нурбий Емиж,
муфтий Республики Адыгея и Краснодарского края, КЦМСК:
— Еще будучи членом Союза мусульман России, в 1995 году я выступал за объединение мусульман и сегодня поддерживаю этот процесс. Разобщенность уменьшает наши силы. Русская православная церковь потому обладает мощью, что она имеет единого лидера. И мусульмане для возрождения ислама, духовно-нравственного воспитания населения должны консолидироваться, нам также необходим единый муфтий. Разделение нам ничего не дает. Россия — единое государство, и мы, мусульмане России, должны быть едины.
Мукаддас Бибарсов,
глава Духовного управления мусульман Поволжья, сопредседатель Совета муфтиев России:
— Думаю, что сегодня нецелесообразно ставить вопрос о слиянии всех религиозных центров в одну структуру. Как заявил недавно председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердиев, это надо делать спокойно и взвешенно, учитывая мнения всех духовных управлений. Сейчас большинство муфтиев против реорганизации самого старого мусульманского объединения России — ЦДУМ, которому в этом году исполнилось 220 лет. Члены Совета муфтиев России также не горят желанием распустить СМР. В связи с этим поддерживаю идею муфтия Республики Татарстан Гусман-хазрата Исхакова и считаю, что оптимальный вариант — создать из этих трех организаций Высший совет муфтиев России. Избрать одного из руководителей этих структур на пост верховного муфтия. На мой взгляд, самая лучшая кандидатура — председатель СМР шейх Равиль Гайнутдин. Шейхом уль-Ислам станет глава ЦДУМ Талгат Таджутдин, а первым заместителем верховного муфтия — председатель КЦМСК Исмаил-хаджи Бердиев. Задачей Высшего совета станет решение наиболее приоритетных вопросов — образования в стране, издания фетв для жизни мусульман России. Также новая структура сможет выполнять представительские функции. Такое решение не ущемляет ничьи интересы. Это интересно, полезно как для государства, так и для общества в целом. Исследователи не раз обращали внимание на то, что во время выборов именно в мусульманских регионах с огромным перевесом побеждают партии, поддерживающие государственную политику. Кроме этого, государству выгодно объединение мусульман, поскольку это поможет предотвратить дальнейшее развитие экстремистских настроений среди молодежи на Северном Кавказе.
По материалам IslamRF, газеты "Исламский край", официального сайта Совета муфтиев России, Ansar.ru
Фото « Рисалят» (http://www.rslt.ru/)