Пост в месяц Рамадан – испытание и благодать для верующего от Всевышнего
Проповедь председателя Единого духовного управления мусульман Красноярского края, муфтия Гаяза-хазрата Фаткуллина в связи с наступление Священного месяца Рамадан.
Дорогие мусульмане! Уважаемые братья и сестры! От имени Единого духовного управления мусульман Красноярского края и себя лично приветствую вас и поздравляю с началом Благословенного и светлого месяца Рамадан!
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «О те, которые уверовали! предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненными.
Он (пост) предписывается вам на отсчитанные дни, а кто из вас болен или в пути, то число других дней. А на тех, которые могут это (не пропускают по причине неизлечимой болезни или старости) – выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это лучше для него. А чтобы вы постились – лучше для вас, если вы знаете» (Сура «аль-Бакара», аяты 183, 184)
Создатель миров предписал мусульманам пост, и в этом же аяте дает пояснение, что община Мухаммада (мир ему) не одна, и другим, предшествующим общинам, был предписан пост, как один из видов и способов поклонения. Необходимо отметить, что пост других общин не обязательно такой же, как и у мусульман, нет, он может не совпадать по количеству дней, ограничением в пище и напитках.
Пост в месяц Рамадан не является наказанием или специальным затруднением, хотя и может таковым показаться. «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран как руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, - вот кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то – число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, и не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что он вывел вас (на прямой путь), - может быть, вы будете благодарны!» (Сура «аль-Бакара», аят 185).
Аллах Милостив и Милосерден, и желает людям облегчения и благо, но люди не всегда это замечают - «и только после тяжести приходит легкость».
Для того, чтобы достичь чего-то хорошего, удобного и полезного необходимо прилагать усилия, и для того, чтобы отказаться или отделиться от чего-то вредного и отрицательного (например скверных привычек) также необходимо приложить усилия и поработать над собой. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Огонь скрыт за страстями, а Рай за ненавистным» (аль-Бухари, Муслим).
Цель поста научить человека отказываться от некоторых своих привычек, приучить к дисциплине, очищать свою душу и тело. Отказ от чего-либо хорошего, приятного, удобного и вкусного, как правило, дается нелегко, но Всевышний Аллах не повелевает нам подавлять свои природные и человеческие инстинкты, но призывает и помогает ограничивать их, воспитывая в верующих людях комплекс норм и правил для частного и общего, совместного проживания людей, где каждый частично, добровольно, ограничивая себя в малом, находит счастье и спасение в большом. В момент поста мусульманин отказывается не только от пищи и питья, но и от скверных слов и дел, а по окончании поста выплачивает садака (Фитр). Так Аллах приучает нас к умеренности во всем, даже в поклонении, не говоря уже о любви к земным удовольствиям и деньгам!
Таква - в переводе с арабского означает богобоязненность или благочестие, эти два понятия можно считать синонимами, и пост - это путь и одновременно средство для достижения благочестия.
Иногда, для верующего пост, как и жизнь в целом, могут показаться невыносимыми, причиняющими страдания для души и тела, но таков принцип – сначала тяжесть, потом легкость, сначала ночь – потом день, и такова суть любви Аллаха, кого Он возлюбит – тому дает испытание, и когда человек уже доходит до предела, но остается верным и благодарным Господу Своему, только тогда Всевышний дает облегчение и избавление и открывает врата Своей милости.
Посланник Аллаха (мир ему) примером своим приучал быть щедрыми, особенно в месяц Рамадан. По собственному желанию делиться частью своего честно заработанного имущества, лечит нас от скупости, жадности и самовозвышения. Садака помогает одним почувствовать заботу о себе, другим уважение и достойное место в обществе.
Рамадан не был бы таким полным, если бы не молитва Таравих в глубине его ночи. Человек изнеможден, он хочет пить и есть, устал, плохо работает голова, обоняние улавливает самые далекие и легкие запахи пищи, но после приема пищи, он встает на молитву, чтобы выразить благодарность Господу Своему за дары Его, за то, что дал, и за то, от чего уберег.
На следующее утро мусульманин встанет и идет на работу, ибо пост не освобождает его от обязанности содержать свою семью.
«А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то верь, Я – близок, отвечаю призыву зовущего, когда Он позовет Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, - может быть, они пойдут прямо» (Сура «аль-Бакара», аят 186).
Чувство отчаяния и беспомощности, пустоты и апатии иногда окружают человека. Но ни один из людей не был и не может быть наедине сам с собой, ибо Аллах всегда близок, надо всего лишь обратиться к Нему, а Он всегда ждет, чтобы мы к Нему обращались, и Аллах всегда отвечает на наши мольбы, разница только в том, что одни ответ Аллаха видят и понимают сразу, другие - позже, может быть, лишь в Судный день!
Пост, молитва, закят или садака – это не способ получить от Аллаха что-либо взамен потраченных нами сил, средств или времени, но это разные виды благодарения Всевышнего Создателя – словесный в виде молитв, телесный в виде поста, и, наконец, имуществом нашим - в виде садаки или помощи бедным, неимущим и просто тем, кто нуждается в нашей помощи и поддержке.
Каждый из людей нуждается в помощи и поддержке, одним нужно больше, другим меньше, и если некоторые считают, что у них есть достаточно средств, имущества и родственников, то они не нуждающиеся. Такое мнение – это ошибка! У Аллаха - обладателя всей мудрости, среди прекрасных имен есть одно, и оно содержится в суре «Аль- Ихлас» – это ас- Самад – что означает тот, кто не имеет ни начала, ни конца, а также второе значение: тот, кто ни в ком и ни в чем не нуждается, но наоборот, все и всё нуждается в Нем! И если кто-то вдруг счел, что он ни в ком и ни в чем не нуждается, то он пытается претендовать (по недальновидности своей) на то, что принадлежит Создателю миров!
Если мы хотим, чтобы нас поддержали в трудную минуту, чтобы о нас заботились когда это необходимо, то нужно и самим делать это!
Если мы хотим быть счастливы, то и других надо делать счастливыми!
Если мы хотим жить в мире и здравии, тогда нужно самим сеять мир, спасение и все, что несет добро!
О, Аллах, дай нам провести Благословенный Рамадан в молитвах, посте, в благостных трудах над собой, и во всем, что принесет благо нам и тем, кто рядом с нами в обоих мирах!
Мир всем нам, милости Аллаха и Его благословение!
Аминь!
Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин